В Одесской духовной семинарии УПЦ Московского Патриархата назревает нешуточный скандал. Семинаристы жалуются на трудовую эксплуатацию, поборы и нечеловеческие условия учебы.
Об этом идет речь в письмах родителей учащихся, которые пришли на редакционную почту «Думской».
«Здравствуйте, прошу помощи в вашей редакции, так как сердце мое неспокойно, — пишет один из адресантов:
— Я мать-одиночка, мой сын с детства помогал в храме и после школы поступил в Одесскую духовную семинарию. Для меня было удивлением, что в семинарии обучение платное — 500 долларов США, хотя в других городах – Киеве, Харькове, Почаеве, Луцке – оно бесплатное. Другая проблема в том, что мой сын, как все остальные студенты семинарии, не учится! Они, как рабы, работают в свинарнике, на стройках на территории резиденции митрополита Агафангела (Свято-Успенский мужской монастырь). Получается, что дети платят за обучение, а потом работают грузчиками, чернорабочими, изо дня в день. Руководство семинарии закрывает глаза на то что обучения нет, а есть скотский труд. Кроме того, сотрудники семинарии издеваются над ребятами — унижают, оскорбляют прилюдно, называя это смирением. На гостинице, которую недавно выстроили в монастыре, студенты написали «Мы не рабы!», после чего митрополит назвал их предателями. Сказал, что это для них должно быть наградой!»
Информацию женщины подтверждают и сами семинаристы, разославшие по СМИ открытое обращение, текст которого приводим.
«Большинство наших студентов действительно пришли сюда с искренним порывом сердца посвятить свою жизнь служению Богу. Все мы увидели здесь не то, чего ждали. Но когда ситуация дошла до точки полного несоответствия каким-то нормам морали, когда некоторые священники, ехидно улыбаясь, при всеобщем собрании студентов говорят о высоких ценностях и сами лицемерно тут же поступают против своих собственных слов, то это, естественно, вызывает праведный гнев студентов. Удивляться нечему — посеешь ветер — пожнешь бурю! Когда наши старшекурсники возмутились против такого положения вещей, одному из них заявили, что существующую систему не поломать. Жить по Евангелию не получится. А недавно один из семинарских воспитателей посоветовал решить свои проблемы криком в подушку. Прикрытие своеволия и беспредела со стороны начальства семинарии тем, что Христос заповедал людям смиряться, — грубейшее нарушение всех принципов священнического служения, а дурной пример очень заразителен. Это сообщение мы, студенты этой семинарии, пишем в надежде, что оно дойдет до компетентных органов управления Украинской Церкви. Когда на начальствующие должности в семинарии митрополитом Агафангелом поставлены люди, втершиеся к нему в доверие и абсолютно не соответствующие нормам высшего духовного образования, бессовестно клевещущие на всех подряд, кроме себя, когда у ректора полностью связаны руки, и его еще в этом обвиняют, то ситуация заставляет искать любой защиты.
Труд на благо монастыря – дело благородное, но затем ли пришли сюда студенты семинарии? Кто хочет пахать в монастыре – пускай будет монахом в нем. Если не хватает денег на рабочих, можно продать те машины, которые дискредитируют Церковь в глазах простых людей и не только нанять рабочих на стройку, но и сделать что-либо для семинарии, а не заставлять жить людей, как жили в XIII веке.
Да будет известно всем читающим это сообщение, что в Одесской семинарии сейчас, в XXI веке, запрещены розетки в комнатах. Свет в комнатах подается по часам. Душ работает раз в неделю, ибо у великого Агафангела не хватает денег на новый монастырский корпус, а лучшей экономии, как на людях, придумать нельзя. Отопления почти нет. Отопительный сезон начинается в средине-конце ноября и оканчивается в конце февраля. Агафангел приказал: если снега на улице нет, топить не надо, даже если на улице минус. Студенты мерзнут и часто болеют. Спасаются тем, что делают нелегальные розетки, которые руководство вырывает. Из-за отсутствия нормального отопления и сырости большинство комнат в общежитии покрыты плесенью с потолка до пола. И студенты всем этим дышат! В семинарии одно время развелись клопы – они кишели везде (слава Богу, сейчас нет этого), а до этого никому не было никакого дела! Так было года два-три, и все это время они кусали людей. Питание отвратительное – каши с червями и скисшие супы, от которых постоянная изжога и расстройство желудка. Зато накупили кучу новой фарфоровой посуды, в которой эту дрянь подают.
Некоторые ребята ходят на работу, называемую «послушанием» 5 дней в неделю, а зачастую их вообще снимают с уроков и гонят на «общеполезный» труд. Учеба никакая. Лишь 10-20% учеников держат планку, все остальные – на уровне ниже плинтуса. Многие совсем безграмотны, есть и вообще душевнобольные. И ВСЕ ЭТО БУДУЩИЕ СВЯЩЕННИКИ, которых нынче модно стало обсуждать в СМИ.
Преподаватели получают по 5 гривен за одну лекцию. Всех, кто пытается что-то сказать, гнобят и грозят предать анафеме, многих вызывают на ковер к Агафангелу, который ведет себя неадекватно. Он возомнил себя автократором, царем вселенной, которому никто не указ – ни высшее церковное священноначалие, ни, наверное, Сам Бог. Он неоднократно нарушал и нарушает церковный устав, церковные постановления. Но все молчат. Зато «нужные» СМИ восхваляют его: какой он великий деятель и сколько он хорошего совершает, какой он великий молитвенник и храмостроитель! Оно так и есть, купола он золотит, а людей хуже скотов считает».
Ответ епархии: В АНОНИМКЕ — КЛЕВЕТА!
Мы обратились в пресс-службу Одесской епархии с просьбой прокомментировать ситуации. Публикуем ответ руководителя службы, протоиерея отца Сергия (Лебедева):
«Во-первых, та информация, которая была процитирована Вами в обращении, является анонимной и размещена от имени некоей анонимной матери семинариста неким анонимным пользователем, скрывающимся под ником Евгений Тарановский, в социальной сети – «В Контакте».
Во-вторых, руководствуясь правилами этики и обычного делопроизводства, подобные анонимные заявления не рассматриваются и на них не дается ответа. Однако, проявляя уважение к вашей редакции, сообщаем, что упоминаемая вами информация об ОДС не соответствует действительности, т.к. учащиеся духовной семинарии просто физически не могут работать, как утверждается анонимами, в роли рабов с утра до вечера.
Дело в том, что Одесская духовная семинария, являясь учебным заведением, живет по четко установленному распорядку дня, в котором строго регламентированы все действия семинаристов от подъема в 7:00, утренней молитвы и завтрака… вплоть до времени отхода ко сну. При этом учебный процесс занимает несколько часов — с 9:00 до 14:30. Затем следует обед, время самостоятельной подготовки к занятиям… и т.д.
Учебный процесс в ОДС является весьма напряженным. За период обучения семинаристы проходят десятки предметов, изучают сотни книг и конспектов, выходя из стен учебного заведения бакалаврами богословия. Уровень обучения в ОДС традиционно высок, что подтверждается, в частности, высоким процентом поступления ее выпускников в духовные академии Киева, Москвы, Санкт-Петербурга.
Кроме учебного процесса, большое внимание отводится молитве и миссионерской деятельности, что также занимает немало времени. Студенты ОДС посещают дом ребенка, больницы, учебные заведения, ведут работу со СМИ, в частности, с ТРК «Глас», где в рамках еженедельной телепрограммы «Телевизионное епархиальное обозрение» выходит студенческое приложение «Богослужебная энциклопедия».
Таким образом, мы видим, что «рабства», о котором пишут анонимы, не существует. В то же время студенты ОДС оказывают помощь Свято-Успенскому Одесскому мужскому монастырю, на территории которого и расположена семинария. Однако в данном случае речь идет лишь о 10-15% учащихся, которые время от времени участвуют в проведении хозяйственных работ в послеобеденное время. Причем, продолжительность этого послушания не превышает двух-трех часов в день, т.к. в 17:00 все семинаристы собираются в аудиториях для подготовки к завтрашним занятиям. И длится эта подготовка до 19:30. Затем следует ужин, вечерние молитвы и сон.
Кроме того, хотелось бы отметить, что упоминаемая анонимами сумма в 500 у.е. (4000 гривен) не является платой за обучение. (Кстати, в некоторых одесских вузах плата за один семестр превышает 10000 гривен. Причем, проживание в студенческих общежитиях там также стоит большие суммы). Поэтому, путем простых арифметических действий, приходим к выводу о том, что ежедневное пребывание в ОДС обходится учащемуся в 11 гривен. Сюда входит и 3-х разовое полноценное питание, и проживание в общежитии, хозяйственные расходы и пользование оборудованным спортзалом, компьютерным классом и богатейшей семинарской библиотекой. При этом еще раз подчеркнем: обучение в семинарии – бесплатное.
Нельзя обойти молчанием и сам вызывающий тон написания анонимного сообщения. Дело в том, что вряд ли его анонимный составитель имел дело с православием. У нас, православных, не принято столь фамильярного обращения к правящему архиерею. Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский – не только известный церковный иерарх, но и уважаемый в обществе человек – Почетный гражданин Одессы и Одесской области. Поэтому к таким людям в порядочном обществе принято относиться с уважением, даже если кому-то что-то не нравится в его деятельности.
В завершение обращаемся к Вашей редакции с просьбой не придавать значения подобным анонимным заявлениям, которые все чаще появляются в интернете с определенной целью.
Надеемся, что и Вам будут понятны слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Нам не следует говорить языком «Твиттера», когда речь идет о спасении человеческой души. Даже живя в условиях постоянного информационного шума, Церковь призвана быть верной своей цели попечения о душах людей. И эта самая главная цель никогда не должна уходить из вида, никогда не должна скрываться за другими целями, которые естественно возникают из исторического контекста, из событий, которые нас с вами окружают».
К слову, на официальном сайте семинарии сообщает, что обучение там платное:
" Начало занятий – 1 сентября Обучение платное. При подаче прошения абитуриент должен указать кем будет производиться оплата за обучение (епархиальным архиереем, приходским советом, самим поступающим)».
Митрополит Агафангел (Алексей Михайлович Саввин)
депутат одесского облсовета, фракция партии Регионов.
В Украине известен как ярый сторонник идей "Русского міра" и противник всего украинского.