mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Categories:

Соотношение "мерянских" и "славянских" компонентов в переводе на обычный язык:


akim_trefilov пишет в паблике vjesmerjamuroma:

...включение северо-восточных (ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление. (Леонтьев А.Е. На берегах озер Неро и Плещеево // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 163)

Соотношение "мерянских" и "славянских" компонентов на разных памятниках неодинаково, но для разделения памятников на мерянские и славянские нет четких археологических критериев. Можно полагать, что смешение вещей, связанных с различными этническими традициями, во многих случаях отражает реальное смешение разноэтничного населения. (Макаров Н.А. Суздальское ополье // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 203)

Материальная культура Суздальского ополья в X в. имеет "славяно-мерянский" облик, в ней широко представлены разнообразные типы вещей, получившие в этот период распространение в Восточной Европе и Балтийском регионе, не связанные с определенной этнической средой, тогда как славянские элементы на многих поселениях малозаметны. Классическая древнерусская культура окончательно формируется лишь в XI веке. (Там же, С. 211)


В переводе на обычный язык:

п.1: Меря участвовала в формировании Древнерусского государства (IX - первая пол. X вв.) вообще без всякого присутствия славян.

п.2: Для более позднего периода - нет оснований для выделения "славянских" и "мерянских" памятников, население не отделяется по археологическим критериям.

п.3: Затем возникает "славяно-мерянская" культура, в которой, почему-то, малозаметны славянские элементы, зато много интернациональных вещей из балтийского региона. и, наконец, в XI веке тут формируется древнерусская культура, которая выделяется по появлению сделанной на гончарном круге, а не слепленной руками керамики, общедревнерусских типов украшений, подражавших городским, и присутствию курганного обряда погребения (впрочем, вплоть до полной христианизации не являющегося единственным: наряду с ним, есть и обычные для мери остатки кремаций на поверхности).

* * *
Если продолжать столь же вульгарным языком, то,-
- к примеру, появление в слоях 1990-х гг. многочисленных аллюминиевых банок из-под "Ягуара" и "Пепси" вместо олдскульных пробок от водки и пластиковых от плодово-ягодного, находки многочисленных одноразовых зажигалок и прочих китайских импортов а также некоторые изменения в погребальном обряде (исчезают обелиски с красной звездой) видимо, может объясняться только полной сменой населения в Нечерноземье в результате массовой колонизации(переселенцами из США, Германии, Японии и Китая)
.

Литература: Русь в IX–X веках: археологическая панорама / Ин-т археологии РАН; отв. ред. Н. А. Макаров. – Москва; Вологда: Древности Севера, 2012 – 496 с.: ил.

Отсюда:
Tags: кажущееся и действительное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments