mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Category:

Сколько же «рыцари революции» уничтожили своих соотечественников?

"Надежда, я останусь цел, не для меня земля сырая...
А для меня твои тревоги, и добрый мир твоих забот...
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной"...

("Сентиментальный марш" Б. Окуджава)

Оригинал взят у andreistp в Сколько же «рыцари революции» уничтожили своих соотечественников?
Наиболее достоверными следует признать цифры, сообщенные Шатуновской. По возвращении из колымских лагерей она, одна из немногих старых большевиков, избежавших расстрела, была поставлена Хрущевым во главе комиссии по расследованию сталинских репрессий.
По распоряжению Хрущева для работы комиссии были открыты все архивы, включая архив КГБ и архив Главного управления лагерей. За два года комиссия составила 60 томов отчетов. Шатуновская предлагала Хрущеву опубликовать эти материалы, но он сказал, что этого ни в коем случае нельзя делать, так как КПСС будет совершенно дискредитирована, особенно перед зарубежными компартиями. После окончания расследования Шатуновская ушла на пенсию, оставив 60 томов в сейфе в одном из отделов ЦК. Их дальнейшая судьба ей неизвестна. Поскольку многие высшие партийные чиновники (Суслов, председатель КГБ Серов) были буквально в бешенстве, что Шатуновскую допустили до самых секретных материалов, и чинили ей всевозможные препятствия, она предполагала, что они уничтожили самые компрометирующие документы. Но главные цифры, установленные комиссией, Шатуновская запомнила и сообщила их.
5
С 1935 по 1940 год были арестованы 19 миллионов 700 тысяч человек. Из них семь миллионов расстреляны. Таковы масштабы сталинских репрессий, начатых им после убийства Кирова. Близкую оценку дает и Антонов-Овсеенко. Он сообщил, что в 1956-м политбюро запросило у ГБ сведения о репрессиях и что ответ был такой: с 1935 по 1940 арестованы 18 млн 840 тысяч, из них семь миллионов расстреляны. Совпадает и период, указанный в отчете Шатуновской, и число расстрелянных. Небольшая разница лишь в общем числе арестованных: 19,7 млн у Шатуновской и 18,8 млн у Антонова-Овсеенко.
В эмиграции профессор Курганов сделал расчеты числа репрессированных в СССР с 1918 по 1959 год. Если вычесть погибших во время гражданской войны (он включил их в общее число), то получится примерно 55 миллионов. Если к 19-20-ти миллионам, о которых сообщили Шатуновская и Антонов-Овсеенко, добавить 10 миллионов уничтоженных во время коллективизации (это, по-видимому, минимальная цифра, так как, по расчетам украинских историков, только на Украине были уничтожены от пяти до десяти миллионов), то получится около 30 миллионов. Остальные 25 приходятся на заключенных, расстрелянных и погибших в лагерях до 1935-го и после 1940-го. Из крупных групп населения сюда войдут «раскулаченные», народы, выселенные Сталиным после войны, наши военнопленные, которые из немецких лагерей, пройдя смерш, пошли транзитом в советские лагеря, украинские и прибалтийские партизаны, сражавшиеся за независимость после войны, и просто ссыльные всяких других категорий, которых насчитывают до пяти миллионов.
Получается, что оценка Курганова, с которой многие не соглашаются, выглядит достоверно. С нею был согласен и Солженицын. Отметим также, что ГБ дает совершенно смехотворную оценку: три миллиона арестованных по политическим мотивам с 1918 по 1953 год.
В том,что большинство репрессированных были невиновные люди, можно было убедиться в 1956 году, когда по распоряжению Хрущева началось массовое освобождение политических заключенных. На колымском лагпункте Д-2, с которого меня летом 1954-го увезли в Москву на переследствие, было три тысячи зэков. В 1956-м вернулся в Москву с Д-2 приятель, освободившийся по хрущевской комиссии. Он сообщил, что на Д-2 оставили только 150 человек — полицаев, карателей, тех, кто активно сотрудничал с немцами.
95% были признаны невиновными. Аналогичные сведения приходили из других лагерей.
Когда говорят о вине гэбистов в убийстве миллионов своих сограждан, часто указывают как на смягчающее вину то обстоятельство, что многие из них тоже стали жертвами сталинских чисток. Общие цифры неизвестны, но вот Ежов, когда его судили, кричал: «Я почистил (это был синоним расстрела — прим. автора) четырнадцать тысяч чекистов. Надо было больше». В кровавой сталинской карусели чекисты расстреливали чекистов, своих вчерашних сослуживцев, с тем чтобы спустя недолгое время их самих спустили в подвал и их вчерашние коллеги всадили им пулю в затылок.
ups_wau

Tags: факт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments