mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Category:

О музыке. Продолжение.

Вот к этому видео:


http://www.youtube.com/watch?v=If_T1Q9u6FM&feature=player_embedded

У меня был вопрос:

Всё лучшее в музыке уже позади?

Как-то "по умолчанию" предполагается, что человечество развиваясь, взрослея и умнея, своей деятельностью достигает всё новых и новых высот во всех областях жизни. Прогресс налицо в всём. И в материальном, и духовном и интеллектуальном.
Сегодняшний первоклассник знает больше, чем академик в средние века.

Но почему тогда в музыке этот принцип нарушен?

Все музыканты и музыкальные критики в один голос признают, что "классика- это непревзойдённо".

А что такое- "классика"?
Это музыка сочинённая "в узком временном промежутке и на ограниченной территории".

Почему из всей музыки сочинённой за всю историю человечества, на всей территории Земного Шара, люди "договорилось" считать за непревзойденный образец, за "классику", только музыку сочинённую в сравнительно небольшой площади Земли- а именно- в Европе, и только в небольшом временном отрезке,- исключительно за какие-то200-300 лет, только с 17 по 19 век?

Всё, что "до того",- это "ещё не классика", всё, что после этого,- это "уже не классика".


И вот, благодаря diana_ledi, получил вот такой ответ srgktkа на этот вопрос:

На самом деле вписать все в один пост будет сложно, поэтому попробую максимально кратко. Начну с Европы, а про Азию станет понятно в процессе.
Буду приводить цитаты из разных источников, дабы самому не переписывать уже написанное.
Немного истории. ,
Со времен поздней античности в музыке Европы господствовал пифагорейский строй - звуковысотная система. В западной музыке пифагорейскому строю приписывается роль основы не только для античной монодии, но также и для полифонической музыки Средневековья.
В VII веке нашей эры Римская империя окончательно рухнула, добро победило зло, положив конец бесчинствам римских императоров и Европа на 1000 лет погрузилась в мрачное средневековье. Все, что можно было разграбить, было разграблено, все, что можно было потерять, было потеряно. Примерно 1000 лет никто сильно не задумывался, насколько гармонично и правильно настроены музыкальные инструменты. В Европе в средние века в основном использовались струнные безладовые инструменты. Математическая точность настройки для них не требовалась. Каждый музыкант мог подкорректировать высоту звука самостоятельно.
Однако, в XVII – XVIII веке Европа начала понемногу оживать. Не зря же этот и последующий период называли Эпохой Возрождения, Ренессансом. Люди начали интересоваться не только проблемой как и чем набить желудок, но и тем, чем набить голову. Люди требовали искусства, сложного, изысканного искусства. Сложной полифонической музыки, сложных ораторий, могучих органов. На тот момент времени, как мы помним, в Европе был распространен пифагорейский музыкальный строй, настроенный по чистым квинтам и октавам. Строй этот всем хорош, пока ты играешь соло на музыкальном инструменте или поешь отдельные ноты или интервалы: октава, квинта и кварта, и то от первой ноты настройки звукоряда. При игре на струнных инструментах проблемы «правильной» настройки еще не казались большими, ведь существует значительный люфт в воспроизведении звуков на этих инструментах, колки струн на них не очень надежно держат звук. То же относится и к пению соло. Однако, когда в средние века техническая мысль родила музыкальный инструмент орган, его уже можно и нужно было как-то настраивать, aи настраивать хорошо, правильно, на века. Настраивали первые органы по пифагорейскому строю, что очевидно, как же их еще было настраивать? И почти сразу исполнители столкнулись с тем, что этот строй «не замкнут». Идя от ноты До квинтовым кругом мы не получим ноту До на октаву выше, мы получим отличающуюся от нее на «пифагорову кому» другую ноту, похожие проблемы возникают при попытке перейти из одной тональности в другую. Пифагорейский звукоряд не темперирован, то есть неравномерен, расстояние между соседними нотами различно для разных нот. И при этом каждая нота имеет свой, уникальный и особый смысл в рамках определенной настройки.
Как пишет замечательный музыкант, математик, изготовитель музыкальных инструментов, настроенных по «совершенным консонансам» Крис Форстер в своей книге «Музыкальная математика», проблемы с музыкальными строями начались только при начале использования инструментов с фиксированной настройкой – органов, клавикордов и др. Если музыкант играет на безладовом струнном инструменте, он с легкостью может обойти эти Сциллы и Харибды «чистого строя», да и любого другого строя. Просто, чуть смести пальчик вбок – и нет проблемы, чуть подтяни колок – и наступит небесная гармония. Не зря же, индийские музыканты, у которых один из самых сложных и самых точных с точки зрения математики и психоакустики музыкальный строй, стараются использовать безладовые инструменты типа сарод, или ладовые, но с очень большой гибкостью по высоте «фиксированных порожком» звуков – типа ситар. И у них нет проблем, нет волчьих квинт. Правда, у них нет и полифонии в европейском смысле этого слова. Ладно, не будем ругать европейцев, посмотрим как они выкручивались. Итак, осталось два основных типа музыкальных инструментов: органы, они были были чрезвычайно усложнены. И безладовые струнные, прообразы наших виолончелей и скрипок. Музыкальные теоретики зашли в тупик. Настроить музыкальный инструмент «совершенным образом» у них не получалось.

Тогда вышли на арену математики. Они сказали: «Сейчас, мы со всем этим безобразием разберемся!» Попытки сделать совершенный музыкальный строй предпринимали такие математические мэтры, как Кеплер, Декарт, Лейбниц, Эйлер. О теории гармонии Эйлера шутливо говорили, что она слишком музыкальна для математиков и слишком математична для музыкантов. Но, тем не менее, математики быстро выяснили, что построить универсальный строй и одновременно сохранить чистоту базовых интервалов ни теоретически, ни практически невозможно. Можно только распределить ошибку, расхождение между нашими представлениями о гармоничности, консонанстности музыкальных интервалах и суровой реальностью более-менее равномерно по музыкальной гамме. То есть начались попытки создания темперированных, то есть «равномерных» музыкальных строев.

Изобретателем современного равномерно-темперированного 12ти нотного строя следует считать китайца. Звали его Чжу Цзай Юя (р.1536), он был принцем династии Мин, имевшим страсть к занятиям музыкой, математикой и астрономией. После приблизительно тридцати двух лет и восьми (или девяти) месяцев тщательного изучения и экспериментирования им была разработана математическая основа построения равномерно темперированного музыкального строя. Для длины струны и флейты он предлагал ряд чисел, равных корню двенадцатой степени из двух, а для диаметра флейты – корню двадцатьчетвертой степени из двух. После того как Чжу Цзай Юй опубликовал свое изобретение в 1584 г., не китайцы (которые считали его строй «нечистым»), а европейцы обратили на него внимание. Это было время, когда налаживался контакт между Китаем и Европой, и, видимо, каким-то образом идея равномерной темперации проникла на Запад. Первое упоминание о ней появилось в неопубликованных бумагах математика Симона Стевина (1548-1620). В 1636 г. сведения о равномерной темперации были изданы французским монахом-миноритом, теологом, физиком и музыкальным теоретиком Мареном Мерсенном (1588-1648) в его книге под названием «Всеобщая гармония». К концу века темперированный строй исследовал немецкий музыкальный теоретик и акустик Андреас Веркмейстер (1645-1706), которому часто и приписывается его изобретение, а в 1722 г. публикуется эпохальная работа И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир». Тут важно подчеркнуть, что понятие «хорошая темперация» во времена Баха совсем не подразумевало равномерную темперацию в современном понимании. В ходу было целое семейство неравномерных темпераций позволявших более-менее успешно играть в любой из тональностей.

Стоит напомнить, что к этому моменту уже были опубликованы основные работы по теории логарифмов, поэтому темперированный строй воспринимался как настоящий триумф прогресса, в первую очередь, математики. Ведь схема построения современной темперации построена по экспоненциально-логарифмическому принципу. Кто ничего не понял – не переживайте, это нормально.

Гении изменяют наш мир одним лишь своим существованием. Публикация «Хорошо Темперированного Клавира» И.С. Баха положила начало распространению 12-и нотной равномерной темперации в мире. Равномерный темперированный строй был с ликованием, сопровождавшимся криками «Браво! Ты крут! Еще парочку!», принят теми, кто понимал практические преимущества такого строя. Ведь равномерная темперация позволяет легко совершать переход из тональности в тональность, транспонировать музыкальные произведения. С другой стороны, равномерная темперация всегда имела (и до сих пор имеет) большое количество противников, не без основания придающих большое значение чистоте тона. Не без основания. Но равномерная темперация одержала окончательную победу, заняв главенствующие положение в европейской музыке, начиная с 18-19 веков, теперь на ней основывается вся современная всеми нами любимая музыка.
Таким образом 12-и тоновая темперация звукоряда создала почву для развития многоголосия, как оркестрового, так и вокального, вследствие чего и произошел качественный скачек. В Азии же никогда не было полифонии, тоесть многоголосия. Таким образом не было почвы для эволюционирования музыки.

По поводу упадка классической гармонии может напишу завтра, если будет у вас желание читать ))
Tags: кажущееся и действительное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments