mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Categories:

Наш постсоветский менталитет. (Почему мы "другие").

1.
Владимир Войнович. "Антисоветский Советский Союз"

"Понятия «советский народ» или «советские люди», произведенные от формы правления, выглядят несколько противоестественно.
Так же противоестественно было бы назвать какой-нибудь народ монархическим или парламентским или все народы стран общего рынка объединить названием обще рыночного народа.

Но все же я часто пользуюсь прилагательным «советский», потому что другого общего названия для населяющих СССР людей самых разных национальностей не знаю. А оно необходимо, потому что действующие на протяжении жизни вот уже нескольких поколений общие законы, правила поведения и условия существования, не уничтожая полностью национальных различий, вырабатывают общие для всех традиции и привычки.
Никакого отрицательного смысла в слово «советский» в данном случае не вкладываю.
Среди советских людей, как и среди всяких других, есть много умных, глупых, талантливых, бездарных, благородных и негодяев.

Но попробуйте посадить в одну и ту же тюремную камеру русского, американца, эскимоса и таиландца, продержите их в этой камере достаточное количество лет и вы увидите, что у всех у них, при всех их национальных и личностных различиях, появятся одни и те же наклонности и привычки,
- они все будут писать мелким почерком, неприязненно относиться к яркому солнечному свету и все будут страдать клаустрофобией.

А если в этой же камере вырастут их дети и внуки, то они уже с самого раннего детства научатся обманывать надзирателей, прятать мелкие вещи в складках одежды, а хлеб – под подушкой и, даже выпущенные на волю и в благополучную жизнь, еще очень долго будут сохранять эти привычки и, может быть, передавать их по наследству".


http://modernlib.ru/books/voynovich_vladimir_nikolaevich/antisovetskiy_sovetskiy_soyuz/read/

2.
Originally posted by germanych at Лисы совхозные


В комментариях к предыдущему посту nastalgya привёл следующий интересный рассказ из журнала «Вокруг Света»:

«Во второй половине 1950-х годов под Hовосибирском создали знаменитый Академгородок. Среди прочих в нем открылся Институт цитологии и генетики […] Вскоре молодой институт заключил хозяйственный договор с окрестными зверосовхозами. Те выращивали серебристо-черных лисиц – их мех тогда был в моде и прекрасно продавался за рубежом. Проблема, однако, заключалась в том, что даже после нескольких поколений разведения в неволе чернобурки боялись человека […] звери пребывали в состоянии хронического стресса, что плохо сказывалось и на размножении, и на качестве шкур.

"Можете сделать нам лису, ласковую к человеку и размножающуюся круглый год?" - спросили звероводы. "Можем!" – ответили генетики во главе с директором института Дмитрием Беляевым. К делу подошли самым что ни на есть дарвиновским образом: из огромного множества лис со всех ферм отобрали 130 таких, которые чуть спокойнее прочих относились к людям. Их начали скрещивать между собой. В каждом поколении самых дружелюбных и способных к "неурочному" размножению оставляли на племя, прочих отбраковывали на мех. И довольно скоро, через несколько поколений, обитатели клеток лизали своим хозяевам руки, виляли хвостами (выделено мной – germ.) и готовы были спариваться дважды в году.

Hо при этом и облик их волшебным образом изменился: пушистый лисий хвост загнулся серпом (и с каждым поколением все больше тяготел к баранке), лоб стал более выпуклым, острые ушки поникли. И что самое обидное – вместо роскошного черного с проседью меха "лису совхозную" покрывала светлая шерсть с черными и серыми пятнами самой неправильной формы. С научной точки зрения результат был великолепным: в недолгом эксперименте удалось воспроизвести на родственном виде процесс одомашнивания собаки. С точки зрения хозяйственной – это был полный провал: лиса с таким мехом не стоила ничего».


Тут интересно даже не то, что хвост загнулся именно серпом. Но этот пример – отличная иллюстрация того, что сделали (или попытались сделать) с народом коммунисты за 70 лет своего правления.

Коммунисты никогда не скрывали, что одной из главных своих задач видели «воспитание нового человека». Сама по себе эта идея не нова и принадлежит вовсе не коммунистам. Он возникла ещё в эпоху Возрождения. Мысль о новом человеке будущего, гармонично развитом – физически и интеллектуального, порвавшего путы царства необходимости и живущего в соответствии с новой моралью гуманизма. Таков был идеал.

В XIX веке эту идею активно развивал Веймарский усач, безапелляционно заявляя, что человек – есть нечто, что следует превозмочь. Практическое воплощение этой мысли оказалось возможным в гитлеровской Германии. Результат получился страшноватым. Белокурая бестия, раса господ, выращенная в инкубаторах СС, за довольно короткий срок показала себя Европе во всей своей ужасающей красе.

Ну а СССР? А в СССР тоже шло воспитание «нового человека». Только белокурая бестия товарищу Сталину была не нужна. Ему была нужна ласковая порода. Бестии – ну их к чёрту. Животные, которые «лижут своим хозяевам руки и виляют хвостом», как-то надёжнее. В этом направлении и шла селекция «нового человека» в СССР.

Вообще, если бы не война, которая в любом случае выдвигает на передний план совершенно иной человеческий тип, неизвестно, как далеко зашла бы коммунистическая селекция. Но война есть война. На войне ласковые лисички не нужны. В конце-концов, чтобы противостоять белокурым бестиям, нужны точно такие же бестии. Пусть даже и не очень белокурые. Может быть это и спасло нацию от тотального превращения в поголовье существ с «хвостиком баранкой и опущенными ушками».

Но «лисы совхозные» в СССР тоже появились ещё до войны. Причём в очень большом количестве. Куда же их девать? К тому же война закончилась и на повестке дня снова актуальным стал вопрос о «ласковых» существах. Остатки советских бестий – всех этих героев, кто вечно лез вперёд, отчего остался без рук и ног и тыкал всем в нос свои раны, – в одночасье собрали и вывезли с глаз долой подальше из крупных городов в дома престарелых полулагерного типа, подыхать от своих ран. А «лисам совхозным» стали подкладывать корма, а заодно – уж коли они готовы спариваться по два раза в году – и по возможности размножать именно их.

А вы думаете откуда взялись совки прямоходячие? Да вот отсюда и взялись. «Лисы совхозные». Почему они все как один так ностальгируют о НИИ? Да потому что они жить могут только в условиях искусственной прокормки. В лесу жить они уже не могут. А их выпустили в лес. И в первый момент им это даже понравилось. Но чуть позже они с ужасом поняли, что в лесу нельзя добыть себе пропитания вилянием хвостом и лизанием руки. Да и руки-то нет в лесу никакой. Нечего лизать. Вот отсюда и вдруг возникшая тоска и по руке, которую надо лизать, и по пусть не очень вкусной, но зато гарантированной пайке в кормушке, и, конечно, по самому зданию НИИ, в котором было так светло и безопасно, а вокруг было столько рук, которые можно было лизать.

Совки? Нет, совки – это уже не актуально и не отражает сущности. Лисы совхозные – вот название, отражающее истинную суть этого явления и отлично характеризующее эту выведенную в советских лабораториях породу, у которой иные поведенческие стереотипы, да и генетика изрядно отличается от базовой здоровой породы.

Tags: кажущееся и действительное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments