mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Новые былинные Богатыри России

Оригинал взят у novayagazeta в Три богатыря

Шойгу, Путин, Медведев стали героями эпоса

Богатырский эпос о Сергее Шойгу создали на его родине, в Туве. Героями в предании также запечатлены Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Борис Ельцин. Актуальный героический сказ принадлежит руке Айбека Соскала и опубликован на сайте Международного фонда исследования тенгри.

Вместо предисловия Соскал рассказывает об истории возникновения эпоса «О богатыре Шойгу». Если преодолеть особенности авторской грамматики и пунктуации (почему-то всякий раз сопутствующие бескомпромиссному обожествлению правителей) и попытаться понять смысл Соскалом сказанного, выяснится, что его вдохновил пример чукчей — они сейчас создают эпос об экс-губернаторе Романе Абрамовиче и хотели бы вновь его видеть во главе Чукотки. Рассказав об этом, его впечатлившем примере, автор далее говорит, что «в кругу друзей в Тувинском госуниверситете» родилась идея написания богатырского эпоса «О Сергее Кужугетовиче Шойгу, спасателе Кам-кижи».  

Соскал сетует, что «традиция сложения героических сказов о современниках прервана, очень трудно писать об их подвигах», и формулирует пять отличий Шойгу от эпических героев прошлого: «Во-первых, мы С.К. Шойгу видим, во-вторых, слышим, в-третьих, читаем, в-четвертых, можем потрогать и поговорить. Он — земной человек. В-пятых, он — действительно герой тувинского и всех российских народов и многих других стран, где его отряды спасали людей».  

Автор утверждает, что основой его творения стали тувинские героические эпосы, исторические легенды, сказки и тэнгрианская философия древних тюрков и монголов. Кроме того, в эпос вошли исторические изыскания профессора Н. Абаева «о возникновении племени Кужугет от найманского племени Таян-Хаана (китайск. вариант), Он-Хаан (тюрк. вариант) и его сына Кучутуга (Кучулук-Хаан), одного из самых образованных, сильных ханов, который принял христианскую веру».  

Собственно, эпос этими «изысканиями» заканчивается. И начинается примерно той же проблематикой, с поэтизации процесса рождения Сергея Кужугетовича от Кужугета Шойгу Серее оглу, работавшего в партийно-советских органах (был секретарем Тувинского обкома КПСС): слушателю повествуют, как вождь племени Кужугет молился девять дней на священной горе, потом спустился в долину и «жена его после девяти лун родила сына крепкого, кучерявого, с носом как дикий лук. […] предки ему дали прозвище Сергек (букв. «бодрый»)».

Далее — коротко о старте карьеры Шойгу, его обучении в Красноярском политехе, работе на стройках и в органах КПСС: «Когда он вырос и окреп, спустился вниз по воде, словно рыба мыйыт, получил он знания у старцев на берегу реки Эне-Сай, в большой красной юрте. Стал он после долгих лет учебы умным, сильным и могучим, как Буга (бык). Строил он в далеких землях заводы и дома, творил добро». Тувинцы узнавали о творимых им ниже по течению Енисея чудесах от грома и молний.  

А вот как описывается перемещение героя в столицу: «Однажды ему стало легко на душе, он провел ритуал девиг, после девяти шагов взлетел на небо в образе Орла, долетел по лучам утренней зари до херим (русск. — «забор, кремль») и спустился он в образе человека-богатыря в чугунных доспехах. Избранные Синим волком богатыри в хериме-кремле увидели, что у него орлиный взгляд, плечи как у быка, руки как у медведя и дали ему «хуурек» (букв. «лопата»), словно меч богатыря в сказках и легендах».  

Тут в эпосе появляются еще три героя: Борис (Ельцин), «главный волк, говорящий с Луной», и два «бугатыря» (в других строках этого сочинения они обозначены как «бугатуры») — Путтуг могэ (В. Путин), он же «владеющий миром», и Дидим Анаа толдуг из рода медведей (Д. Медведев), «потомок первочеловека». О Путине: «ноги его, как корни, врастали в землю, сам же — в седло коня».

Эти «бугатыри», по мнению создателя эпоса, и поручили Сергеку в образе Орла облетать землю и спасать всех, от медведя до мышей, от кита до карася.  

Столь вольное обращение с историческими фактами не должно смущать. В этом жанре сие, как известно, не главное. Заканчивает тувинский писатель так: «Вот и эпосу конец, кто слушал меня, тот поймет, кто читал, запомнит. А кто газету купит и сохранит и внукам расскажет, тот молодец. Наш герой еще много славных дел сотворит. И уста народа будут говорить, пером пропишут люди о нем».  

Народная любовь к государственным деятелям современной России воистину безгранична, и эта любовь запечатлевается ныне вот в таких скрижалях. Гомер, надо полагать, скрежещет зубами.

Алексей Тарасов




Tags: Елита нацьии !, юмор полезных идиотов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments