mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Балалайка- два струна, я хозяин вся страна


06.07.2011, Россия | Глава Чечни Рамзан Кадыров играет на балалайке перед началом видеоконференции по исполнению поручений президента РФ.

То, что мы сегодня знаем, как "древний русский народный щипковый музыкальный инструмент- балалайка",
сконструировал Василий Васильевич Андреев (1861-1918) в 1887 году.

До него было так:

Впервые слово "балалайка" в малороссийских текстах в варианте "балабайка" упоминалось или в 1688, или в 1700- 1715 годах.
В 18 веке Я Штелин пишет о "некоем слепом придворном бандуристе, который, добавляя к обычной двухструнной балалайке еще одну «иначе настроенную», струну, играя на ней, «не только арии, менуэты и польские танцы, но также и целые отрывки из аллегро, анданте и престо с необыкновенным искусством".

М. Гютри дает в своей работе изображение современной ему двухструнной балалайки с полушаровидным кузовом и очень длинной шейкой. Рисунок из «Диссертации» М. Гютри следует признать наиболее научно достоверным изображением балалайки конца XVIII века.

Виртуозно играл на старой, "двухструнной", с гладким грифом и с жильными перевязками вместо ладов балалайке талантливый русский музыкант И. Е. Хандошкин (1747-1804),Он пользовался балалайкой, с шаровидным кузовом, сделанным из тыквы.
Основоположник русской скрипичной школы украинец Иван Евстафьевич Хондошко (Хандошкин) (Хандошко, Хандожко, Хондога, Хандогий- "хондожко" у запорожскиъ козаков- мастер готовивший их коней к бою).
Отец Ивана Остап Лукьянович Хандошко родился в селе Перевоз Миргородского полка, и в 1730 году родственник гетмана Данилы Апостола прапорщик Преображенского полка Павел Иванович Апостол привез его в Петербург. Остап учился игре на валторне у придворного валторниста Антона Шмита, позже служил в оркестре графа П.Шереметева. С шести лет Иван учится искусству игры на скрипке у итальянского скрипача-виртуоза Тито Порта, а с октября 1760 г. его официально зачисляют «музыкантским учеником» в оркестр великого князя, со временем императора Петра III Федоровича. После убийства Петра III вследствие дворцового переворота, осуществленного Екатериной II, 1 июля 1762 г. Ивана Хандошкина зачисляют скрипачом придворного театра, а с 15 марта 1764 г. он уже преподает игру на скрипке в Академии искусств.
Судьба большей части творческого наследия И.Хандошкина неизвестна. Опубликовано только незначительное количество его сонат и вариаций.
Из композиций мастера, связанных с украинским фольклором, до нас дошли только: «Казачок с 21 вариацией для фортепиано solo», «12 вариаций ре мажор solo для скрипки на тему песни «Вийшли в поле косарі» и «12 вариаций фа мажор для скрипки с аккомпанементом баса на тему танца «Казачок».
До недавнего времени вопрос об Иване Хандошкине как об украинском композиторе вообще не возникал, хотя еще в 1850 году известный писатель Федор Кони отмечал:
«Знаем ли мы что-нибудь о малороссийском художнике Гандошке, великом скрипаче, обворожившем двор Екатерины? А между тем Гандошка написал и напечатал до ста композиций для скрипки. Ныне эти творения археологическая редкость».



Что же представляла собою балалайка, бытовавшая до В.В, Андреева и так заинтересовавшая его?
По своей форме и музыкальным качествам  эта  ( фактически известная только  с начала 18 века) народная балалайка существенно отличалась от современной.



Она представляла собой «длинный двухструнный инструмент», имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную», форма корпуса могла  быть свободной, по преимуществу  овальной.

В 1848 году, в книге "Бытъ русскаго народа" А.В.Терещенко писал:
"Балалайка состоит из длинной рукоятки, на которой сделаны лады, и из круглого корпуса. На нее навязывают две струны, которые настраиваются довольно высоко".


7 июня 2005г.
Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов дает президенту РФ Владимиру Путину поиграть на нереформированной Андреевым, реликтовой калмыцкой двухструнной балалайке




Казахская двуструнная домбра западного типа, в народе именуется "Тәттімбеттің домбырасы" или "домбра Таттимбета"


Огромная заслуга принадлежит в этом музыканту-просветителю В. В. Андрееву (1861-1918). Он совместно с мастерами - художниками В. Ивановым, Ф. Пасербским, С. Налимовым и другими мастерами реконструировал балалайку. Для неё были установлены научно обоснованные размеры, найдена совершенная форма.
Именно В.Андреев остановился на треугольной трехструнной конструкции инструмента и установив к двум имеющимся струнам третью, настроил он её все-таки, в память о изначальной её двухструнности, в унисон со второй, и этим создал и по сегодня считающийся классическим унисонно - квартовый (балалаечный) строй.
И хотя первая концертная Андреевская балалайка (1887 г.) имела на грифе пять традиционных «вязаных» ладов (повязанные поперек  гладкого грифа воловьи жилы) , перемещая которые можно было исполнять музыку в ладовых строях, довольно быстро музыкант пришел к мысли, что выбор все же должен быть сделан в пользу хроматической модели, гриф которой имел бы врезные металлические лады, подобно грифу гитары или мандолины. Гриф балалайки был разделён постоянно закреплёнными поперечными перекладинками-ладами на полутоны, и вместо ранее существовавшего диатонического балалайка получила хроматический звукоряд.

С Андреевым работал мастер Ф. Посербский, который довольно быстро сообразил, что новинку можно запатентовать. Впрочем, он так и поступил: расставшись с Андреевым, спустя два года в Германии получил патент на изобретение балалайки.

Сольные концерты В.В.Андреева и выступления его кружка пользовались огромным успехом и принесли ему известность и популярность.
Андреев считал, что "музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение её в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными. Когда рабочий день кончен, что остается у труженика деревни или фабричного поселка? Только одно - беспросыпное пьянство".

Он ставил перед собой задачу более глобальную, чем просто популяризация инструмента.

Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».
И нашел путь к решению этой невероятно сложной задачи, начав обучать игре на балалайке солдат петербургского гарнизона, в котором проходили службу люди со всей необъятной Российской империи.
Увольняясь в запас, каждый обученный им солдат увозил с собой и балалайку.

военные балалаечники

Так балалайка снова зазвучала по всей России, а только в одном Петербурге к началу 20-го века насчитывалось более двадцати тысяч лиц, играющих на балалайках.

Василий Васильевич Андреев писал:
- «Когда я начинал свою работу для создания Великорусского оркестра, я чувствовал себя, как одинокий человек в первобытном лесу, прокладывающий новую дорогу... Решительно все надо было вновь создавать, а главное, бороться с полным недоверием и жестокими предрассудками против самого названия инструмента «балалайка», которое столетие служило синонимом антимузыкальности и так незаслуженно оскорбляло чувство национального достоинства...
Искусство объединяет, а «в единении - сила», и чем больше, чем шире будет распространяться музыка по лицу земли родной, тем лучше»
.

В России заслуги Андреева признали в полной мере только после огромного успеха Великорусского оркестра за границей.


В.В. Андреев со своим оркестром. Фото к десятилетнему юбилею успешной популяризации нового музыкального инструмента.

До сих пор о том времени, когда балалйка была ещё двухструнной напоминает "Академический балалечный строй" утвержденный Андреевым: (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми" и "ля" первой октавы).

В результате, первый пример публикации народного балалаечного наигрыша известный в российской фольклористике, был записан в 1896 году Н.Пальчиковым.

P.S. У меня большая просьба к настоящим Россйским патриотам, представителям народа с поистине великой, тысячелетней (в том числе и музыкальной) культурой:

Учитывая вышеизложенное,

перед тем, как продолжать дразнить приезжих из республик Средней Азии обидной дразнилкой:
- "Один палка- два струна,- я хозяин вся страна"
,

Вспомните о светлой памяти Василии Васильевиче Андрееве, который всего каких- нибудь 100 с лишним лет назад добавил балалайке третью струну.

И будет вам "счастье вдруг".
Песня из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"- слушать балалайку, которой во времена Ивана Грозного ещё не было, не было абсолютно так же, как не было тогда сигарет Мальборо, которое однако есть в руках у князя Милославского поющего под  несуществующую балалайку:




http://www.youtube.com/watch?v=T41mZ-BI1U0

И смотреть на "якобы древнюю" нарисованную марийским художником Васнецовым в 1916 балалайку на картине "Царевна Несмеяна" -из "старины глубокой":



Не смешно- как Несмеяне.


О других массовых заблуждениях (к "Тысячелетним славянским народным традициям" не имеющим никакого отношения) здесь : Водка- балалайка и гармошка,- самовар- пельмени и матрешка.


Tags: кажущееся и действительное, отрицание очевидного
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments