mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Categories:

Декабристы - как они хотели преобразовать страну? А вот тут для читателя откроется много нового

Декабристы - кто же они были и как хотели преобразовать страну? А вот тут для читателя неискушенного откроется много нового, особенно что касается нерусских народов империи.
А судьба этим народам готовилась незавидная - денационализация до степени русскости.


* * *
Не публиковавшаяся статья марийского интеллектуала из Казани про декабристов. Взгляд "инородца" на Восстание декабристов и их идеи.
Актуально.

«Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.»


Кто не помнит этих строк со школы... Пушкин, который не стал участником восстания на Сенатской площади по чистой случайности, посвятил эти строки декабристам. Александр Сергеевич страстно желал быть членом тайного общества, о «податливой готовности» поэта стать членом движения рассказывал его друг декабрист И. Пущин.

Пушкин был хорошо знаком с организатором Южного общества и автором проекта конституции «Русская правда» Пестелем и отозвался о нем так:
«Утро провел с Пестелем; умный человек во всем смысле этого слова. Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и проч. Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю.»

Другой товарищ Пушкина Александр Бакунин по Лицею выпуска 1817 года. Он был членом Общества соединенных славян. Целью общества стало теперь объединение всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию. Позже «Общество соединенных славян» влилось в Южное общество Пестеля.

С Никитой Муравьевым, главой Северного общества, Пушкин был знаком еще в лицейские годы и позднее встречался с ним в литературном обществе «Арзамас», членами которого они состояли.
Ах декабристы! Это одна из тех немногих совершенно светлых, романтических страниц истории России. Кто же ими не восхищался?! Они хотели освободить народ и дать конституцию. Булат Окуджава искренне их воспел в стихах:
«Кавалергарды, век недолог, и потому так сладок он.»
Не только в стихах, из-под его пера появился роман «Бедный Авросимов» о Павле Пестеле. А какие фильмы снимали... «Звезда пленительного счастья» с Костолевским в главной роли. Декабристы — это начало той цепочки, которая привела к большевикам. Так формулировалась официальная советская история. Декабристы, то немногое, что полностью одобрялось Советской властью. Но так получается, что идеи декабристов мы знаем лишь в кратком пересказе.

— Кто же они были и как хотели преобразовать страну? А вот тут для читателя неискушенного откроется много нового, особенно что касается нерусских народов империи.

А судьба этим народам готовилась незавидная.

Основатель Южного общества Павел Пестель пишет в своем проекте конституции «Русская правда»:
«Таким образом племена подвластные Большому Государству не могущие по слабости своей пользоваться самостоятельною политическою независимостью и долженствующие следовательно непременно состоять под властью или Покровительством котораго либо из больших соседственных Государств, не могут ограждаться правом Народности ибо оно есть для них мнимое и не существующее. К тому же маленькие Народы между большими находящееся, служат всегдашним поприщем Военным Действиям раззорениям и гибельным Бедствиям всякаго рода; А посему лутче и полезнее будет для них самих, когда они соединятся духом и обществом с большим Государством и совершенно сольют свою Народность с народностью Господствующаго Народа составляя с ним только один Народ, и переставая безполезно мечтать о Деле Невозможном и Несбыточном.»

То есть Пестель требовал отказаться от своего самосознания и ассимилироваться. Даже не требовал, мнения «племен» он спрашивать не собирался, Пестель часто специально рекомендовал ее членам прочитать трактат Никколо Макиавелли «Государь», что сразу наводит мысль о том, что он был согласен с автором в идее : «Цель оправдывает средства». Мысль о создании единого народа появляется не единожды:
«Сильное же Государство, должно... охотно принимать в свою Народность племена присоединенныя дабы они составляли в Государстве не только худоприлепленныя к нему части, но сливались бы совершенно в общий Состав, забывали бы свою прежную безсильную Народность и вступали бы с удовольствием в новую Величественнейшую Народность и наконец не должно противиться враждебными чувствами и Действиями правильному отдельному Существованию Народов могущих пользоваться полною политическою независимостью.»

— О финских народах есть особый раздел:
«§ 5. Племя Финское.

Третий наконец составляют те финские Народы, которые по Северному пространству России разбросаны и в разных губерниях находятся; особенно в Вятской и Пермской. На щет перваго оттенка надлежит заметить что когда в прошедшем столетии часть Финляндии была Россиею приобретена, тогда введены были в оную Законы, Правление и Язык Российский и, так что Народ в оной обитающий в скором времени почти совсем обрусел.
Первой опыт доказал удобство с которым Финляндия может соделаться истинною частью России.
Что же касается до Языка, то надлежит ввезти в Финляндию Российский Язык устроивая нужныя для сего Училища и принимая другия к той же цели ведущия меры по Усмотренио Верьховнаго Правления.»

Планам тотальной русификации отводится большое внимание:
«§ 16. Все племена должны слиты быть в один Народ.

Из всего содержания Главы сей явствует что при всех меропринятиях Временнаго Верьховнаго Правления в отношении к различным Народам и племенам Россию населяющим безпрестанно Должно непременную цель иметь в виду чтобы составить из них всех только Один Народ и все различные оттенки в одну общую массу слить так чтобы обитатели целаго пространства Российскаго Государства все были Русские.
К сей цели ведут многоразличные Способы, могущие на два рода быть разделены:
На средства общия и средства частные. -

Средства общия состоят главнейше в том чтобы во первых на целом пространстве Российскаго Государства господствовал один только язык российский:
Все сношения тем самим чрезвычайным образом облегчатся; Понятия и образ мыслей сделаются однородные; Люди обьясняющиеся на одном и том же языке теснейшую связь между собою возымеют и однообразные составлять будут один и тот же народ.

Во Вторых:
Так как ныне существующее различие в названиях Народов и Племен, Россию населяющих всегда составлять будет из жителей Российскаго Государства отдельныя друг от друга массы и никогда не допустить столь для блага отечества необходимаго совершеннаго в России Единородства, то чтобы все сии различныя имена были уничтожены и везде в общее Название Русских во едино слиты.

В третьих:
чтобы одни и те же Законы, один и тот же образ Управления по всем частям России существовали и тем самим в Политическом и Гражданском отношениях вся Россия на целом своем пространстве бы являла вид Единородства, Единообразия и Единомыслия. Опыты всех веков и всех Государств доказали что Народы везде бывают таковыми, каковыми их соделывают правление и Законы под коими они живуть.
Вот главныя средства общия.

Что же касается до частных. то было о них упомянуто выше сего в отношении к каждому Народу или племени особенно. Соединяя общия средства с частными можно будет с полною уверенностью ожидать что цель будет достигнута и что все различные племена в России обретающиеся к общей пользе совершенно обрусеют и тем содействовать будут к возведению России на высшую степень Благоденствия, Величия и Могущества.»

— Пестель яростно отвергает всякую идею федерализма для России.
Она возможна лишь в форме федерации славянских народов. Но может быть это только Пестель так безжалостно хотел бороться с нерусскими языками и народами?

Нет, та же мысль есть у Никиты Муравьева, главы Северного общества, автора альтернативного проекта конституции, который был назван «Предположение для начертания устава положительного образования, когда Е.И.В. благоугодно будет с помощью Всевышняго учредить Славяно-Русскую Империю».

У него все еще радикальнее:
«Глава II. 10.
Через 20 лет по приведении в исполнение сего Устава Российской Империи никто, не обучившийся русской грамоте не может быть признан гражданином.»
Не знающие русского языка, таким образом, лишаются гражданских прав.

Более того, в конституции описаны права и обязанности не просто граждан, но русских:
«Глава III. 10.
Все Русские равны перед законом.»
Нерусские вынесены за рамки закона вообще!

Конституция определяет кто такие русские:
«Глава III. 11.
Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшия совершеннолетия, доколе они не объявят, что не хотят пользоваться сим преимуществом.»
Конечно, при условии владения русским языком.

— Таким образом Муравьев повторяет идею Павла Пестеля о тотальной русификации.

Здесь нет и намека на этнический, кровный принцип формирования нации. Основа нации по мысли декабристов русский язык и русское самосознание.

Русские революционеры не изобрели эти идеи.
Это калька идей Великой французской революции. Главным призывом графа Мирабо было сплочение всего третьего сословия для борьбы против духовенства и дворянства. Он мечтал об уничтожение сословного неравенства, о «всеобщем равенстве», он поддержал лозунг «le peuple, le nation». Именно во времена французской революции возникла идея нации. Следует подчеркнуть, что это идея именно французской нации, которая не собиралась мириться на территории Франции ни другими языками, ни другими народами. Равенство понималось, как равенство граждан, членов одной нации.
Никто не собирался обеспечивать равными правами не французов. И даже французскую конституцию учредила Национальная конституционная ассамблея (Assemblée nationale constituante).
То есть это было собрание исключительно французской нации, Францию учредила французская нация.

Эти идеи вдохновляли декабристов, Павел Пестель в своих идеях очень походил на Максимилиана Робеспьера. Герцен писал в своих воспоминаниях :
«Мы так же пережили Руссо и Робеспьера, как французы».

Кто знает чем обернулись бы идеи французской революции в Росийской империи, как сложилась бы судьба нерусских народов и насколько жестоко претворялись бы идеи русификации в жизнь, не провались восстание на Сенатсой плащади.

— Эти идеи пережили декабристов, были восприняты русскими самодержцами, воплощались в русификации Польши и Финляндии, пережили советское время и не умерли и поныне.
Россия ходит по кругу, опять провозглашена идея единой нации, теперь уже российской, но все так же на основе русского языка, русского самосознания и русской литературы.
В тексте двух проектов конституций «русский» и «российский» используются как полные синонимы.
У Пестеля «российский язык», у Муравьева «русский язык».
У Пестеля «Российское государство русского народа», у Муравьева «Славяно-Русская Империя русского народа».
Иллюзия того, что «российскость» чем то отличается от «русскости» помогает и сейчас проводить русификацию. Все так же, по примеру французов, этнический вопрос выведен за скобки создания нации.

Главное язык – русский или российский, кому как больше нравится.
А главный русский поэт все тот же Пушкин – большой друг декабристов, лишь чудом избежавший их участи, по нему в русских школах нерусские дети учат русский язык...

Максим Музо.
Казань 2016.

* * *
Иллюстрация по запросу:
Александр Сергеевич, в своем африканском запале, посылает на три буквы своего могучего языка друзей декабристов, не захотевших взять его с собой на площадь, как бы иносказательно говоря им:
- Я, нерусский, вам литературный русский язык сочиняю, а вы.. да пошли вы все..
.

Tags: кажущееся и действительное, отож
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments