Где-то сохранился у меня кусочек кинопленки с кадрами, на которых в доме-музее художника Поленова я стою позади Юрского.
1986 год. На Одесской киностудии снимается трехсерийный телефильм "Звездочет".
В этом фильме у Юрского 2 роли - он "молодой" и он "старый".
Для "старого", гримеры дорисовывали ему морщин, пудрили голову "сединой" и получалось такое:
Для "молодого" - гримом прятали морщины и изготовили кардинально коричневый парик, чтобы он стал таким, каким был в бытность Остапом Бендером в швейцеровском "Золотом Теленке".
Сразу честно скажу, что хотя я в этой картине работал, в тот момент меня рядом не было, рассказал эту историю мне снимавшийся в том же фильме питерский актер Лобанов.
Я сначала не поверил, но потом переспросил у самого Сергея Юрьевича, и Юрский подтвердил мне, что так оно все и было.
Территория киностудии. Юрский загримирован гримерами под "молодого", в паричке, и, естественно, тональным гримом гримируется не только лицо, но и шея.
А для того, чтобы воротничок одежды раньше времени не пачкался гримом, гримеры, как обычно, накинули ему на шею подобие шарфика из длинной полосы марли, посередине заправив ее под воротник, и один конец закинув за плечо.
Получилось что-то вроде этого:
Вобщем, ходит Юрский перед сьемкой туда-сюда, в руках у него режиссерский сценарий, учит текст своей роли.
Вдруг проходивший мимо режиссер этого фильма останавливается, подозрительно долго смотрит на Юрского, и спрашивает:
- Вы случайно не играли и в кино Остапа Бендера?
Юрский, думая, что тут какая-то подковерная шутка, решил отшутиться аналогично:
- Нет, это не я, это Арчил Гомиашвили играл.
(Гомиашвили действительно играл Бендера, но не в "Золотом Теленке", а в "12 стульях" Гайдая)
Режиссер:
- Странно... вы знаете, вы очень похожи на Бендера, вам обязательно надо бы его сыграть , у вас отлично бы получилось...
И это все на полном серьёзе.
Пол студии потом с этого смеялось.
Если бы это спросил у Юрского какой-нибудь мужик в далёком селе, который и в кино редко ходит и телевизор почти не смотрит, понять ещё как-то это было бы можно.
Но такое "неузнавание" от профессионального кинематографиста, это что-то,
это словамии объяснить нельзя.
Жена (сегодня уже вдова) этого режиссера была и есть умницей, поэтому фамилию его я здесь опускаю.