Терминологически правильнее было бы не назвать не "присоединение", а "завоевание", но в Рос. империи, в отличие от других империй, полюбляли эвфемизмы .
В 19 веке образованные люди считали авторитетным мнения не ватника Губаря и его компании, а де-Рибаса
который 31 авг. 1789г, перед предстоящим штурмом города Хаджибея, писал ген. Попову :
"...В один час утра Прошу вас мой генерал передать его светлости, что я вполне готов;
канонерские лодки поставлены в хорошем месте, и я начну огонь только тогда когда начнет огонь батарея поставленная со стороны г.Гудовича.
В случае если ГОРОД посмеет стрелять по нас, завидя нас с рассветом, я отвечу только по трем первым выстрелам...
Канонерские лодки будут стрелять по очереди: всех их 28....."
Письмо опубликовано в томе №11 Записок Одесского императорского общества любителей истории и древностей за 1879г стр. 406.
А также мнению Брокгауза с другом его Ефроном, которые в своей энциклопедии в статье Одесса писали так:
"В польских актах XIV в. местность О. значится в числе литовских владений...
В XVI в. в ханских ярлыках упоминается бывший здесь Качибеев маяк, принадлежавший Литве...
ОСНОВАН Качибей, вероятно, еще в XV в. и к концу столетия был значительным торговым городом...
После 1772 г. турки еще более укрепили Хаджибей, и взять его нашим войскам в 1789 г. было довольно трудно.
... в 1794 г. Хаджибей был обращен в военно-торговый порт и ПЕРЕИМЕНОВАН в Одессу...
Как рост населения, так и развитие торговли пошли вперед быстрее с 1800 г., когда Павел I, кроме денежных субсидий, даровал городу несколько важных льгот.
В 1802 г. в О., причисленной к Николаевской губернии (до того она числилась сначала в Тираспольском наместничестве, а с 1796 г. — в Новороссийской губернии), учреждена должность градоначальника (ранее — градский комиссар); ее занял герцог Ришелье, который справедливо считается главным устроителем города."
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Подъ редакцiей
профессора И.Е.Андреевскаго,
К.К.Арсеньева
и заслуженного профессора
Ѳ. Ѳ.Петрушевскаго
С.-Петербургъ,
1890—1907
- и заметьте, на всю статью "Одесса", у Брокгауза и Ефрона, ни по какое "основание в 1794 году", ни про Екатерину , нет ни пол слова вообще.
Спросите почему? А потому, что Екатерина ни сном ни духом не думала не то что о основании того, что уже давно существовало, но даже не думала ни ко каком возвышении Одессы. Потому что возвысить Екатерина хотели Вознесенск (сегодня райцентр в Николаевской области) а Одессе ею была уготована участь рядового уездного городка в новостворенной Вознесенской губернии, в документе о создании которой, мы и встречаем первый раз новое название нашего города:
-"Овидиополь татарами Аджидере именуемый, Одесса, татарами Гаджибей именуемая"
и было это 27 января 1795 года.
До этого завоеватели уже 6 лет жили в уже завоеванном но ещё не переименованном городе.
То есть - и де-Рибас называл то, что он собирается штурмовать ГОРОДОМ, и Брокгауз и Ефрон считали, что Рос. империя завоевала в 1789 году уже существующий ГОРОД, который через 5 лет переименовала
( у них в тексте на 1 год ошибка, переименовали не в 1794, а в 1795-м).
Поэтому, открытый в 1900 году памятник, официально, в документах, назывался современниками только так :
1)
«Записка об открытии памятника Императрице Екатерине Великой в Одессе 6 мая 1900 г.»
2)
«Памятник Екатерине II в Одессе сооружён по проекту архитектора Дмитренко, получившего 1-ю премию на конкурсе ...».
3)
"Памятник Императрице Екатерине ІІ" («Иллюстрированный практический путеводитель по Одессе» за 1911 год ),
4)
" На лицевой стороне памятника имелась надпись: «Императрице Екатерине II». Высота памятника 5 сажен...."
5)
на дореволюционной открытке написано название памятника- " Памятник Екатеринѣ II"
6)
Все фотографы того времени, снимавшие церемонию открытия этого памятника и для газет и для открыток, на разных языках подписывали свои фотографии только так и не иначе
(ни один из них не подписал фото ни "открытие памятника основателям Одессы", ни "открытие памятника Столетию Одессы".
подборка старых фото Одессы есть, например, ТУТ: )
Чтобы кто-то в трезвом уме и при нормальной памяти ( из не упоротых фриков), или в 1900 году, или позже, вплоть до 1980-х и 1990-х годов 20 века, называл этот памятник не иносказательно, а официально - памятником "Столетию Одессы", или памятником "Основателям Одессы", я, в моем Гугле не нашел.
Кстати, до 1917 года в Одессе Екатерину любили не так сильно как кому-то хотелось бы, потому что как только в Питере случилась революция, так в Одессе сразу же закрыли Екатерину брезентом — что бы не раздражать «революционную публику».
Так что официальное название этого памятника в Рос. империи было "Памятник Императрице Екатерине ІІ" и никак иначе.
Да и позже, не только Брокгауз и Ефрон, но и Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) говорит о Одессе так:
"ОДЕССА (ЦЕНТР ОДЕССКОЙ ОБЛ.)
город, центр Одесской области УССР.
О. основана на месте татарского поселения Качибей, первое упоминание о котором относится к 1415...
По Ясскому мирному договору 1791 Хаджибей вошёл в состав России. В августе 1794 в Хаджибее по проекту инженеров Ф. Деволлана под руководством А. В. Суворова и Дерибаса (см. Рибас И.) начала создаваться морская гавань.
В 1795 Хаджибей переименован в Одессу"....
ПЕРЕИМЕНОВАН, но не ОСНОВАН.
Тем боле, что указа Екатерины о основании города не существует в природе.
А то, что за него выдают , это всего лишь рескрипт де-Рибасу о основании в уже существующем городе Гаджибее нового порта метрах в 700-стах левее старого турецкого порта:
А то, что за него выдают , это всего лишь рескрипт де-Рибасу о основании в уже существующем городе Гаджибее нового порта метрах в 700-стах левее старого турецкого порта:
"Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань, купно с купеческою пристанью".
И всё. Ни о каком "основании Одессы" там нет ни пол слова.
Фейковую дату 2 сентября (1794г) в 1830-х годах уже 19-го века придумал уже после смерти Екатерины статистик канцелярии Воронцова карьерист и самозванный лукавый "Геродот Одесы" А. Скальковский .
Хотя в реальности в тот день в городе ничего не происходило (историки выяснили, что митрополит Гавриил который по легенде "основани" в этот день 22 года назад якобы освящал первую сваю порта и фундамент первой церкви на самом деле в этот день в городе вообще отсутствовал, а был в Херсоне).
Но зато, как это у русских часто бывает, "чисто так случайно совпало" ®, что в 1830-е годы, был днем коронации тогдашнего Императора.
Так Скальковский лишний раз лизнул Власть ниже пояса сзади с пользой для себя и на радость нынешним школьникам Одессы, которые в этот день больше дурачатся, чем учатся.
В 19 веке никто из нормальных людей, а особенно тогдашних историков, этот фейк всерьез не принимал.
Вот что писал об этом профессор Василий Надлер (1840 – 1894 рр.) - декан историко-филологического факультета одесского университета:
"Волей или неволей приходится признать, что в 1794 году в Хаджибее не происходило никакой закладки нового города и что день 22 августа (2 сентября по новому стилю), который привыкли праздновать с такою помпою одесситы, имеет лишь то значение, что в этот день окончено было заготовление материалов для портовых работ и приступлено было к самим работам, причем, насколько можно судить из документов, не происходило никакого торжества".
Вот что писал об этом профессор Василий Надлер (1840 – 1894 рр.) - декан историко-филологического факультета одесского университета:
"Волей или неволей приходится признать, что в 1794 году в Хаджибее не происходило никакой закладки нового города и что день 22 августа (2 сентября по новому стилю), который привыкли праздновать с такою помпою одесситы, имеет лишь то значение, что в этот день окончено было заготовление материалов для портовых работ и приступлено было к самим работам, причем, насколько можно судить из документов, не происходило никакого торжества".
А миф о том, что этот памятник назывался уже тогда иначе, придумала (взяв за основу антинаучные фантазии Скальковского) наша одесская интеллигенция, одесская окололитературная и одесская очень краеведческая общественность, в основном кучкующаяся вокруг "Клуба городских сумасшедших имени Володи Дубинина" при Всемирном клубе одесситов под самый конец советской власти и сразу после неё.
(узок их круг, имена их известны, многие живут и гадят до сих пор, никто из них не будет забыт, ничто не будет забыто) .
Когда гордиться своей родословной от "комиссаров в пыльных шлема(зл)ах" стало уже совсем западло, когда в Москве вспомнили "Россию которую мы потеряли под хруст французской булки",
тогда у нас, местные страдатели от фантомного ревматизма по империи, придумали своих "того, кого они потеряли" - таких же новорусских как и они, "основателей" новорусской Одессы.
Весь сыр-бор вокруг этого памятника упирается в простую вещь: Если большинству одесситов станет известно, что на самом деле Екатерина нечего не основывала, то рухнет их новороссийский миф. Потому что мифическое "основание Екатериной Одессы" - это и есть тот краеугольный камень, на котором вся эта пирамида держится. И если вынуть его из фундамента, то...
Вобщем, вот такая картинка больше не прокатит:
Если одесситы будут и дальше убеждены, что Одессе всего 200 с небольшим, то это значит, что "своим" они будут считать только имперско-советский период истории Одессы.
То есть, будут продолжать верить в существование несуществующего в природе "указа о основании матушки-основательницы Екатерины",
будут продолжать считать, что до того как сюда пришли войска Рос. империи, на месте Одессы никакого города не было,
и что штурмовали эти войска тремя колоннами не уже существующий с 1415 года портовый город Гаджибей с крепостью, мечетью, караван-сараем, маяком, общественным хамамом, кофейней-кафене, со складами-пакгаузами, с кварталами жилых домов, которые занимали пространство от нынешней ул. Гоголя слева до ул Канатной справа, а одиноко стоящую крепость с "ничтожной татарской деревушкой" рядом.
Если имперский миф короткой истории Одессы будет владеть одесситами и дальше, если одесситы будут продолжать считать правдой миф о "искони русском новоросском городе Одессе", то как следствие, они будут подсознательно сопротивляться любой попытке изменить что-то в городе, сопротивляться любой смене приоритетов, считая это отступлением от того мифа "настоящего прошлого родного города", который им с детства привычен.
Что собственно и нужно Кремлю.
* * *
Нельзя вылечить больного, болезнь которого обусловлена его многолетним нездравым образом жизни, если сам больной говоря доктору:
- "Доктор, лечите меня",
сам, при этом, не собирается менять старый привычный нездоровый образ жизни.
2 карты на которых видно - как именно выглядел наш город за 28 лет до "основания" и за пару лет до "основания" - здесь:
О настоящей истории Одессы кратко:
P.S.
Недавно мне рассказали присутствовавшие в 2007 году при разговоре с товарищем Ворохаевым из одесской мэрии, что в ответ на их протесты против Тарпановского новодела и непонятной вдруг Тарпановской щедрости на Екатерининской площади, он на нервах проговорился:
- "Москва дала пять миллионов долларов, чтобы памятник стоял.
У вас есть больше, чтобы его не было?"
(проплатить коммунистам, чтобы те молчали когда с площади будут убирать памятник Потемкинцам,
проплатить демонтаж, перевозку и установку Потемкинцев на новом месте,
проплатить судьям чиновникам и архитекторам за разрешения и согласования,
проплатить изготовление гранитного постамента,
проплатить изготовления приблизительной копии скульптуры Екатерины,
проплатить незаконное изъятие 4-х скульптур из фондов музея,
проплатить журналистскую поддержку в СМИ,
проплатить охрану и установку памятника,
украсть сколько можно)
В 2007 году Кремль знал на что тратит 5 миллионов ( кто и сколько украл по дороге тут не имеет значения).
Воссоздав продержавшийся при царе-батюшке всего 20 лет типичный колониальный архитектурный комплекс одной из площадей Одессы, Кремль этим пометил Одессу как свою территорию и пометил с прицелом, повесив здесь то самое ружьё, которое должно было выстрелить и которое выстрелило именно туда, куда надо Кремлю - разделив одесситов на тех кто против и тех кто за.
То что я прав, подтверждает и то, что даже у самые образованные из заекатеринщиков, как будто у них отобрало знания и логику, как будто им пороблено, стали называть этот памятник, "памятник основателям".
Цей пост також розміщено на: https://mysliwiec.dreamwidth.org/2942827.html
Коментів: