mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Categories:

Процесс освоения Сибири русским описывается, как будто они шли по необитаемой территории

Во многих статьях и книгах процесс покорения или, точнее, "освоения" Сибири русскими "первопроходцами" описывается, как будто эти служилые люди шли по необитаемой территории.

В России любят поговорить о геноциде индейцев в США... Стоит отметить, однако, что положение коренных народов российского Севера и Сибири крайне редко удостаивается упоминаний в российской прессе.... А вот индейцы в Америке – это незаживающая рана россиян".
Чтобы подвести к заранее сформулированному выводу о мирном вхождении Сибири в состав Российского государства, достаточно исказить или замолчать некоторые неудобные факты, например, о насильственном крещении сибирских инородцев...почему, осваивая новые территории, служилые люди всюду ставили остроги? Для чего нужны были крепости, если все контакты с местным населением носили мирный характер? В одном только Прибайкалье в XVII веке отряды ополчения из бурятских племен неоднократно восставали и сжигали русские остроги. Точно такая же война велась и на севере – в Якутии, а чукчи – те и вовсе до конца с Российской империей не "замирились". Русские казаки широко практиковали и захват пленных – ясырей, обращение их в рабство и содержание в острогах аманатов, чаще всего жен и детей туземной знати, в колодках и цепях.


Летом 2013 года из России вынужден был эмигрировать доктор исторических наук Владимир Хамутаев. Отъезду ученого предшествовало его увольнение из Института монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН... Многие считают, что истинной причиной изгнания Хамутаева из института стала книга "Вхождение Бурятии в состав России". В том же 2011 году в республике с помпой отметили 350-летие "добровольного вхождения Бурятии в состав России". В книге Хамутаева концепция "добровольности" опровергалась многочисленными историческими фактами перманентных военных действий на протяжении целого столетия, подчеркивался насильственный характер присоединения бурят. Подобное несогласие с официальной трактовкой истории не могло не вызвать негативной реакции со стороны республиканской власти...
После выхода книги директор института Борис Базаров потребовал от Хамутаева написать заявление об уходе. Последовавшие события Хамутаев описывает так: "Книга вызвала крайне агрессивную реакцию местной власти и ФСБ. В результате с 9 часов до 18 часов кадровик следила за мной, собирая "факты нарушений". Унижали на двух собраниях. Официальная причина гонений: я не получал разрешения ученого совета института на издание, на рецензиях докторов наук нет печати; издал книгу, которая противоречит принятой в институте концепции добровольного вхождения Бурятии в состав России; в книге я опорочил вековую дружбу бурят и русских...
Хамутаев получил политическое убежище в США, работает теперь в Университете Индианы.

Злоключения исторической науки в Бурятии изгнанием Владимира Хамутаева не ограничились. В конце 2015 года сначала республику, а затем и страну, покинул известный в Бурятии книгоиздатель, учредитель общественной организации "Буряад соёл" ("Бурятская культура") Булат Шагжин. Вернувшись в 2013 году из Москвы, Шагжин обратил внимание на почти полное отсутствие в книжных магазинах Улан-Удэ книг, изданных в Бурятии и о Бурятии, а также книг на бурятском языке, и решил издавать их сам, не дожидаясь помощи государства. За два года издательский дом "Буряад соёл" выпустил около 70 тысяч экземпляров книг по истории и культуре бурят, фольклору, буддизму и шаманизму, учебников и словарей бурятского языка, детской и художественной литературы. Параллельно с издательским домом Булат зарегистрировал НКО "Буряад соёл" и начал организовывать школы бурятского языка для взрослых, а также вечера, концерты, общественные встречи, посвященные культуре бурят.
..меня постоянно сопровождали сотрудники силовых структур на служебном транспорте и пешком. В том числе до квартиры. Также без предупреждения ко мне в офис организации приходили сотрудники прокуратуры, налоговой, счетной палаты и ФСБ. Угрожали расправой, объясняли, чтобы я покинул республику или уезжал к "своим американцам". Нас подозревали в желании отделения, проведения бурятской версии Майдана, в получении крупных средств денег на проведение революции", – вспоминает он.

Последней каплей стал запрет учебника "История бурят", который Булат планировал издать. На заседании в правительстве Бурятии с участием тогдашнего главы республики Вячеслава Наговицына проект издания подвергся серьезной критике. В Бурятский государственный университет и Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН были разосланы письма с требованием к сотрудникам прекратить работу над книгой и сотрудничество с издательством "Буряад соёл".Раджана Дугарова – российский историк, кандидат исторических наук


Цей пост також розміщено на: https://mysliwiec.dreamwidth.org/2934275.html
Коментів: comment count unavailable
Tags: кажущееся и действительное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments