В СССР журналистика была... как бы так сказать... способом пропаганды. Они писали не о новостях, не о происходящих событиях, а объясняли народу, как надо воспринимать эти новости. Не просто объясняли, а формировали это отношение.
Крушение Союза вызвало шок. Целый институт специально обученных людей остался предоставлен самим себе.
Дальнейшее существование журналистики прошло короткий период расцвета, когда оголодавшие советские люди радостно отдавали свои деньги за сплетни, эротику и откровенный бред про инопланетян. Эпоха интернета, дающая все то же на халяву, поставила печатные издания на грань выживания и вынудила пойти на сделку с обладателями капитала — вчерашними бандитами и партийцами.
Получилось, что в короткий период расцвета постсоветская журналистика частично выполняла ту же функцию, что и журналистика вменяемых стран — сдерживала произвол властей и распространяла информацию о беззаконии, совершаемом влиятельными людьми.
В дальнейшем постсоветская журналистика начала искать спонсоров и, постепенно, стала выполнять те же функции и советская. Началось постепенное восстановление советского института.
Хотя не так. Не института.
Советский институт возродился серией конкурирующих институтов. Каждый отстаивал интересы своей партии, создавая какофонию взаимных обвинений.
Через некоторое время в России раздробленный институт пропаганды был объединен под единым руководством и восстановил свои советские функции. Объединен — где подкупом, где угрозами, где убийствами.
СМИ были дополнены ботофермами, включили в себя провластные соцсети, перешли под руководство соответствующих отделов ФСБ.
Получившийся инструмент использовался для создания хаоса по всему миру, для агрессии в отношении Украины.
Теперь про украинскую журналистику.
Как я писал, постсоветская журналистика вынуждена была искать спонсоров. Разделение Украины на синих и оранжевых разделило и СМИ. Российские СМИ в этом разделении целиком и полностью стояли на стороне "синих", коррупционного конгломерата, эксплуатирующего тему защиты русского языка.
Этот коррупционный конгломерат, включающий в себя бизнес восточных и центральных областей, мэров, депутатов рады, вовсю использовал свои, "синие" СМИ, не стесняясь платить "оранжевым" за размещение выгодных материалов.
Тут весьма важна тематика материалов, которую готовы брать СМИ противоположного лагеря. Никто не возьмет материал, восхваляющий Януковича, это явное палево. Но возьмет мягкий критический материал, например о том, что Ющенко бессилен что-то сделать с ценами на газ в районее 485 долларов. Или что Ющенко так ничего и не сделал со "старой гвардией", где посадки корупционеров, где расстрелы? (Кстати, темой "ничего не изменилось, как крали, так и крадут" сейчас пытаются потопить Порошенко, как в свое время топили Ющенка).
С приходом к власти Януковича его конгломерат подмял под себя почти все СМИ.
Важно тут не то, какие политические предпочтения у СМИ. А сам факт существования СМИ исключительно на черный нал, коррупционные деньги. Хотя не все СМИ существовали на коррупционные деньги. Сохранилась доля "грантовых" СМИ, которые регулярно публиковали обличающие материалы разной степени остроты.
Две особенности, о которых надо упомянуть.
1. Журналисты, редакторы и владельцы СМИ, как грантовых, так и коррупционных, скрывали свои доходы. Овер 99% СМИ, получающих сто тыщ долларов грантов, не указывали их в налоговой декларации. По налоговым декларациям они были голыми босыми журналистами, что чисто ради идеи противостоят Януковичу. Такой образ позволял стать более популярными, соответственно вещать на более широкую аудиторию, соответственно получать больше грантов.
2. "Грантовые" СМИ не являлись однозначно хорошими. Они за деньги публиковали материалы от конгломерата Януковича, если эти материалы соответствовали тематике издания. Например, материал, где хвалят Януковича, не пошел бы. Но редакционной политике соответствовал материал, например разоблачающий коррупционные действия депутата от Нашей Украины (противников Януковича) или окружения Ющенка (тоже противник Януковича).
Сейчас на информационном поле действуют следующие силы:
1. Российская пропагандистская машина, включающая СМИ, ботофермы, купленных лидеров общественного мнения и оплату публикации материалов, критикующих деятельность Порошена;
2. Украинские СМИ, принадлежащие остаткам конгломерата Януковича. Придерживаются резко антипорошенковской позиции;
3. Украинские СМИ, принадлежащие партиям, что делали себе голоса на противостоянии "восточным" — БЮТ ("Родина" Тимошенко), Самопомощь и т.д. Позиция вначале была умеренно-антипорошенковская, сейчас стала резко-антипорошенковской;
4. Украинские СМИ, принадлежащие тем, кто состоит в БПП, порошенковскому окружению и т.д. Позволяют себе размещение платных материалов с мягкой критикой.
5. Грантовые СМИ. Взятый на борьбу с коррупцией грант обязывает их делать определенное количество публикаций в месяц на данную тематику. Находят дачи у Луценка, виллы у Порошенка. Не ищут дачи у пророссийских политиков. Не ищут дачи у представителей "Родины", "Самопомощи". Не ищут дачи у редакторов других СМИ.
6. Несколько СМИ, поддерживающих реформы: Буквы, Первый волонтерский и т.д.
7. Украинское интернет-сообщество, включающее блогеров, лидеров общественного мнения и т.д. Те, кого бездоказательно назвали порохоботами.
Продолжение реформ Порошенка ослабит российскую пропаганду и серьезно ударит по силам 2-5, лишив их коррупционных, и, для 5, грантовых доходов.
Потому как международные неправительственные организации выделяют солидные гранты в те страны, где коррупции много. И, соответственно, маленькие гранты туда, где коррупции мало, — справедливо считая, что если СМИ делает полезное дело, их будет поддерживать само население страны.
Как развивается ситуация в информационном пространстве сейчас и как она развивалась?
Силы со 2 по 5 неглупы и понимают, что дальнейшая успешная деятельность Порошенка приведет к уменьшению их доходов. Понимают не только на уровне СМИ, но и на уровне отдельных журналистов. Грубо говоря, даже журналист Василий Иванович, работающий за три тысячи в коломыйской протимошенковской газете, понимает, что или будет выброшен на улицу, или не сможет публиковать раз-два в месяц антипорошенковские "авторские расследования" по три тысячи за "антикорупционное расследование".
Исходя из этого я предполагаю, что ситуация будет развиваться в следующем направлении:
1. Усиление антипорошенковской риторики в СМИ — вплоть до явно пророссийской;
2. Появление и развитие кризиса украинских СМИ — они будут терять доходы, соответственно переходить на российское финансирование, соответственно становиться уязвимыми для проверок СБУ и прокуратуры.
Как результат — Миротворец или Информнамалм вдруг могут опубликовать переписку фсбшного куратора с украинскими СМИ. Может выйти доклад в США об использовании Россией украинских СМИ с введением санкций против последних. Внезапный обыск СБУ в какой-то газете обнаружит там перевалочную базу российских диверсантов со складом оружия, собственно диверсантами и планами терактов.
Одновременно с усилением кризиса в РФ и развитием порошенковских реформ мы будем наблюдать уменьшение численности СМИ в Украине и увеличение числа копирайтеров на текстовых биржах. Расценки на копирайтерство соответственно будут падать, плюс будут наблюдаться характерные "журналистские" обороты речи в описаниях товаров на сайте, в СММ, СМО и т.д.
Это автоматический кросспост. Оригинал здеся.
Крушение Союза вызвало шок. Целый институт специально обученных людей остался предоставлен самим себе.
Дальнейшее существование журналистики прошло короткий период расцвета, когда оголодавшие советские люди радостно отдавали свои деньги за сплетни, эротику и откровенный бред про инопланетян. Эпоха интернета, дающая все то же на халяву, поставила печатные издания на грань выживания и вынудила пойти на сделку с обладателями капитала — вчерашними бандитами и партийцами.
Получилось, что в короткий период расцвета постсоветская журналистика частично выполняла ту же функцию, что и журналистика вменяемых стран — сдерживала произвол властей и распространяла информацию о беззаконии, совершаемом влиятельными людьми.
В дальнейшем постсоветская журналистика начала искать спонсоров и, постепенно, стала выполнять те же функции и советская. Началось постепенное восстановление советского института.
Хотя не так. Не института.
Советский институт возродился серией конкурирующих институтов. Каждый отстаивал интересы своей партии, создавая какофонию взаимных обвинений.
Через некоторое время в России раздробленный институт пропаганды был объединен под единым руководством и восстановил свои советские функции. Объединен — где подкупом, где угрозами, где убийствами.
СМИ были дополнены ботофермами, включили в себя провластные соцсети, перешли под руководство соответствующих отделов ФСБ.
Получившийся инструмент использовался для создания хаоса по всему миру, для агрессии в отношении Украины.
Теперь про украинскую журналистику.
Как я писал, постсоветская журналистика вынуждена была искать спонсоров. Разделение Украины на синих и оранжевых разделило и СМИ. Российские СМИ в этом разделении целиком и полностью стояли на стороне "синих", коррупционного конгломерата, эксплуатирующего тему защиты русского языка.
Этот коррупционный конгломерат, включающий в себя бизнес восточных и центральных областей, мэров, депутатов рады, вовсю использовал свои, "синие" СМИ, не стесняясь платить "оранжевым" за размещение выгодных материалов.
Тут весьма важна тематика материалов, которую готовы брать СМИ противоположного лагеря. Никто не возьмет материал, восхваляющий Януковича, это явное палево. Но возьмет мягкий критический материал, например о том, что Ющенко бессилен что-то сделать с ценами на газ в районее 485 долларов. Или что Ющенко так ничего и не сделал со "старой гвардией", где посадки корупционеров, где расстрелы? (Кстати, темой "ничего не изменилось, как крали, так и крадут" сейчас пытаются потопить Порошенко, как в свое время топили Ющенка).
С приходом к власти Януковича его конгломерат подмял под себя почти все СМИ.
Важно тут не то, какие политические предпочтения у СМИ. А сам факт существования СМИ исключительно на черный нал, коррупционные деньги. Хотя не все СМИ существовали на коррупционные деньги. Сохранилась доля "грантовых" СМИ, которые регулярно публиковали обличающие материалы разной степени остроты.
Две особенности, о которых надо упомянуть.
1. Журналисты, редакторы и владельцы СМИ, как грантовых, так и коррупционных, скрывали свои доходы. Овер 99% СМИ, получающих сто тыщ долларов грантов, не указывали их в налоговой декларации. По налоговым декларациям они были голыми босыми журналистами, что чисто ради идеи противостоят Януковичу. Такой образ позволял стать более популярными, соответственно вещать на более широкую аудиторию, соответственно получать больше грантов.
2. "Грантовые" СМИ не являлись однозначно хорошими. Они за деньги публиковали материалы от конгломерата Януковича, если эти материалы соответствовали тематике издания. Например, материал, где хвалят Януковича, не пошел бы. Но редакционной политике соответствовал материал, например разоблачающий коррупционные действия депутата от Нашей Украины (противников Януковича) или окружения Ющенка (тоже противник Януковича).
Сейчас на информационном поле действуют следующие силы:
1. Российская пропагандистская машина, включающая СМИ, ботофермы, купленных лидеров общественного мнения и оплату публикации материалов, критикующих деятельность Порошена;
2. Украинские СМИ, принадлежащие остаткам конгломерата Януковича. Придерживаются резко антипорошенковской позиции;
3. Украинские СМИ, принадлежащие партиям, что делали себе голоса на противостоянии "восточным" — БЮТ ("Родина" Тимошенко), Самопомощь и т.д. Позиция вначале была умеренно-антипорошенковская, сейчас стала резко-антипорошенковской;
4. Украинские СМИ, принадлежащие тем, кто состоит в БПП, порошенковскому окружению и т.д. Позволяют себе размещение платных материалов с мягкой критикой.
5. Грантовые СМИ. Взятый на борьбу с коррупцией грант обязывает их делать определенное количество публикаций в месяц на данную тематику. Находят дачи у Луценка, виллы у Порошенка. Не ищут дачи у пророссийских политиков. Не ищут дачи у представителей "Родины", "Самопомощи". Не ищут дачи у редакторов других СМИ.
6. Несколько СМИ, поддерживающих реформы: Буквы, Первый волонтерский и т.д.
7. Украинское интернет-сообщество, включающее блогеров, лидеров общественного мнения и т.д. Те, кого бездоказательно назвали порохоботами.
Продолжение реформ Порошенка ослабит российскую пропаганду и серьезно ударит по силам 2-5, лишив их коррупционных, и, для 5, грантовых доходов.
Потому как международные неправительственные организации выделяют солидные гранты в те страны, где коррупции много. И, соответственно, маленькие гранты туда, где коррупции мало, — справедливо считая, что если СМИ делает полезное дело, их будет поддерживать само население страны.
Как развивается ситуация в информационном пространстве сейчас и как она развивалась?
Силы со 2 по 5 неглупы и понимают, что дальнейшая успешная деятельность Порошенка приведет к уменьшению их доходов. Понимают не только на уровне СМИ, но и на уровне отдельных журналистов. Грубо говоря, даже журналист Василий Иванович, работающий за три тысячи в коломыйской протимошенковской газете, понимает, что или будет выброшен на улицу, или не сможет публиковать раз-два в месяц антипорошенковские "авторские расследования" по три тысячи за "антикорупционное расследование".
Исходя из этого я предполагаю, что ситуация будет развиваться в следующем направлении:
1. Усиление антипорошенковской риторики в СМИ — вплоть до явно пророссийской;
2. Появление и развитие кризиса украинских СМИ — они будут терять доходы, соответственно переходить на российское финансирование, соответственно становиться уязвимыми для проверок СБУ и прокуратуры.
Как результат — Миротворец или Информнамалм вдруг могут опубликовать переписку фсбшного куратора с украинскими СМИ. Может выйти доклад в США об использовании Россией украинских СМИ с введением санкций против последних. Внезапный обыск СБУ в какой-то газете обнаружит там перевалочную базу российских диверсантов со складом оружия, собственно диверсантами и планами терактов.
Одновременно с усилением кризиса в РФ и развитием порошенковских реформ мы будем наблюдать уменьшение численности СМИ в Украине и увеличение числа копирайтеров на текстовых биржах. Расценки на копирайтерство соответственно будут падать, плюс будут наблюдаться характерные "журналистские" обороты речи в описаниях товаров на сайте, в СММ, СМО и т.д.
Это автоматический кросспост. Оригинал здеся.
Цей пост також розміщено на: https://mysliwiec.dreamwidth.org/2916475.html
Коментів: