mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Category:

Каким был русский хлеб в средневековье

Русский хлеб, это частный случай подтверждающий вот это общее:
Русская кухня… имени Мари–Антуана Карема : http://mysliwiec.livejournal.com/1809103.html


Originally posted by [profile] hasid at Каким был русский хлеб в средневековье
Русский крестьянин, особенно в его историческом ареале — Нечерноземье — до ХХ века всегда испытывал нужду. Его стол — лучшее тому доказательство. Основой питания крестьян был ржаной хлеб. Из-за недостатка времени у женщин, его пекли раз в неделю. Хлеб часто был низкого качества — сырой или, наоборот, перепечённый, что приводило к желудочным болезням. Муки на прокорм семьи часто не хватало, и тогда пекли эрзац-хлеб — с сосновой корой или лебедой. Кроме хлеба, ассортимент стола был невысок: листовая капуста, репа, рыба и грибы.



В голодные годы в крестьянстве широко употреблялись разного рода фальсификации хлеба в виде самых различных, а порою даже страшных, на наш взгляд, добавок к ржаной муке. Среди наиболее доброкачественных, так сказать, безобидных для здоровья добавок была трава-сорняк лебеда. Использование её известно по разным источникам. А.Т.Болотов, в частности, указывал, что в Тульской губ. в голодные годы «семянами оной целые уезды прокормились». Он же сообщал, что в Нижегородской губ. при неурожаях хлеба многим (крестьянам) «заменяют недостаток онаго (то есть хлеба) семена травы лебеды». В литературе XVIII в. лебеда обрела печальную славу «второго хлеба». Из семян лебеды делали муку и «мешая оную с некоторым количеством муки, пекут хлебы».

В жестокие голодные годы в ряде районов России не бывало и лебеды. Например, в Архангельской губернии, когда не хватало муки, толкли сосновую кору, траву вахку. В соседней Олонецкой губ. дефицит хлеба был практически постоянным: «Чистой хлеб во всех, окромя Каргопольского уезда, употребляют поселяне, исключая богатых, — по март и апрель месяц. А с того времени до нового хлеба (то есть полгода) мешают с ржаною и ячменною мукою сосновую кору, в муку истолченную, которую снявши с дерева, сушат летом на солнце и, очистя верхний черный слой, толкут и месят тесто, прибавя несколько ржаной и ячменной муки».

* * *
Кстати - на картине Шибанова "крестьянский обед" изображена семья обедающих крестьян из коренного финно-угорского народа России, потому что женщины на картине вот в таких кокошниках:

"Замужние женщины разных финно-угорских народов Приволжья носили схожие головные уборы. Они были двух основных типов:
1) каркасные остроконечные типа "высокого кокошника",
2) лопатообразные типа «сороки».
Наиболее древним можно считать высокий головной убор на каркасе.
У мари это «шурка»(от слова «шур» - рог, «шурка» - дословно переводится «рогатый»), у эрзи (панго), удмуртов (айшон), костромичей (наклон)".




(про финно-угорский кокошник и персидский сарафан больше здесь : http://mysliwiec.livejournal.com/540196.html )



Цей пост також розміщено на: http://mysliwiec.dreamwidth.org/2887132.html
Коментів: comment count unavailable
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments