Предпосылками к использованию крымской администрацией столь резкой дефиниции в адрес казаков были два обстоятельства.
Первое заключалось в том, что донские корсары, по меньшей мере в течение ста предшествующих лет, подвергали набегам и нападениям владения хана в большинстве случаев вне зависимости от того, пребывали Крым и Россия в состоянии войны или нет. Соответственно, в крымскотатарском обществе сложился стереотип восприятия донцов как разбойников («ашкиялар»), аналогичный восприятию в русском обществе татарских и ногайских войск, совершавших набеги на российские территории.
Второе обстоятельство имело своим источником нежелание [24] русского правительства признать казаков своими подданными перед правительствами Крыма и Турции.
Всякий раз, когда крымская или турецкая канцелярии сообщали в Москву о нападении казаков на территории своих стран, Посольский приказ объявлял казаков «ворами», находящимися вне сюзеренитета России. Протесты ханской администрации против такого способа российской стороны уклониться от ответственности за действия казаков
(во всех случаях, то есть и в тех, когда инициатором казачьих походов выступала Москва)
— один из самых приметных в эмоциональном отношении тематических компонентов публикуемых мохаббат-наме.
... Вместе с тем, в среде запорожцев, в течение многих десятилетий поддерживавших отношения добрососедства с крымскими татарами, связанных с ними узами боевой дружбы 1620-х и 1640-х годов , сохранялась традиция дружественного отношения к недавнему союзнику, не было ожесточения, характерного для настроений донских казаков.
В понятийном аппарате посланий Мухаммед-Гирея запорожцы и вся Украина обозначены одним и тем же словосочетанием: «Узи казаклары» = «днепровские казаки». Тема самоопределения Украины и запорожского казачества — одна из ключевых в переписке хана и принцев его двора с правительствами России и Речи Посполитой в 1654-1658 гг."

Цей пост також розміщено на: http://mysliwiec.dreamwidth.org/2804436.html
Коментів: