mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Categories:

Свистопляска

В свете всероссийского предвыборного взрыва поисков национального самосознания, стремления к незамутненным истокам и восстановлению традиций, очевидно следует ожидать восстановления на государственном уровне ежегодного исконного народного обычая поминовения убиенных героев.
С 9го мая 2012 года.
Начиная с неизвестного солдата, поклонной горы и могил у кремлевской стены.


Описанный Д. К. Зелениным вятский обычай устраивать свист на могилах покойников совершался во время годового поминовения и назывался свистунья, свистопляска.

На месте погребения убитых происходили пляски, которые сопровождались неумолкаемым свистом.

Здесь, как и в других русских областях, на поминальных обрядах-праздниках продавались в большом количестве детские игрушки-свистульки.

Всякий богомолец считал своей обязанностью купить у «дудника» ту или иную игрушку для своих детей.
Свист в связи с поминовением покойников, умерших неестественной смертью, рассматривается Д. К. Зелениным как достаточно частое явление [Зеленин 1995, с. 134-135, 139].

А. А. Плотникова
"О символике свиста"
http://ec-dejavu.ru/w/Whistling.html

За наводку спасибо andreistp

Также см. в Википедии:

"Вя́тская свисту́нья, Свистопля́ска — самобытный вятский народный праздник.
Начинался праздник в часовне у Раздерихинского оврага города с панихиды. Затем разворачивалось буйное веселье, которое распространялось и в окрестные городские кварталы: люди шумели, горланили песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои и завязывали потасовки, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевых свистулек.

«Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и стоя на валу бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные.»
Отрывок из журнала, писанного в Вятке в 1811 г. Н.Хитрово // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892.

Последняя Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов. В 1979 году элементы праздника (ярмарка, массовые гуляния) были возрождены ко Дню города Кирова.

От названия праздника происходит одно из прозвищ вятчан — свистоплясы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Вятская_свистунья
Tags: Неосягнённо!, судьба и образ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment