mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Category:

О настоящей истории Одессы кратко:

Хотя на территории Одессы  люди жили ещё 2400 лет назад , но между теми греческими поселениями и новым временем, (пока) ни историками, ни археологами не заполнена лакуна в 1000 лет, что не позволяет  подтвердить преемственность и соответственно непрерывность, существования этого населенного пункта.

Первое, на сегодня корректно научно  доказанное упоминание о Одессе найдено у польского хрониста Яна Длугоша, и  датировано оно  19-м мая 1415 года:

-« Кроме того, в то время прибыли к королю польскому Владиславу послы патриарха и императора греческого с письмами и запечатанными документами, их удостаивающими, они сообщили королю о том , что турки их всячески мучили и угнетали и просили только оказать им помощь зерном.
Король Владислав, в святом сострадании пожелал прийти им на помощь в сложной ситуации, предоставил запрашиваемое количество зерна и определил, что получить его они смогут в его королевском порту Качубийов » (Кaczubyeiow).


* * *

Потом, 250 лет, город пребывал под властью Османов, которые по созвучию с старым названием (Качубиев)  стали называть его Хаджибей:

Regni Poloniae et Ducatus Lithuaniae, Voliniae, Podoliae, Ucraniae, Prussiae et Curlandiae descriptio…

Creator: Danckerts, Justus (1635-1701)

Place of publication/creation: Amsterdam

Date: ca 1680 lub po 1696

(посередине, под рекой Куяльник, обозначен город Хаджибей в транскрипции Koczubi (Кочуби), нынешняя Одесса)

Карта 17 века с Качубиевым (подчеркнут красным)



* * *

А так выглядел наш город за 28 лет до "основания" и за 29 лет до переимнования в Одессу:

В 1766 году,  в  тогда  уже османский портовый город Хаджибей, под видом купца (потому что купцы для любого портового города это нормально, это не вызывает подозрения), был заслан  российский военный топограф,  по результатам своей шпионской миссии составивший вот эту карту города:


«План специальной нововстроемой на берегу Черного моря турецкого города Гаджибея.
В. Батареи вновь сделанные;
С. Ретранжемент старой соединенной к батареи; (турецкая крепость в районе нынешнего Приморского бульвара)
D. Дом нынешнего командира над городом;
Е. магазин по примечанию с воинским нарядом (товарный склад с янычарской охраной);
F. Хлебопекарня казенная;
G. Гостиный двор
Н. Мечеть (располагалась на месте нынешнего Литературного музея);
I. Пристань для судов на сваях (в бухте на месте нынешней  Таможенной площади, стоящей на насыпной земле);
К. Неведомо какое строение с припасами;
N. Строение почти все казенное для янычар и куечиров турецких а малой части христиан волохов, построенное на выезде;
О. Место, куда собираются старшины в торговые дни;
Р. Особливые казенные лавки для приезжих купцов;
Q. Дом бея янычарского;
(судьба дома бея после российского завоевания неизвестна, но газета «Одесский вестник» 1841 году отмечала, что: «в одном из Одесских зданий сохранилось еще несколько плит и столбов из мрамора, с надписями из Корана, принадлежавших, как говорят, к жилищу последнего Хаджибейского паши»).
R. Колодезь;
S. Развалины старинного (литвинского) замка города Качубея.

Сочинен 1766 года в майе мце 25 и 26 числа. Мачтаб в российских саженях, англицкой дюйм положен в 40 сажен.
Сочинил Чорного гусарского полку поручик Иван Исленьев».

Потом город пребывал в составе Рос. Империи.
128 лет ( если считать с 1789 по 1917 год.)
123 года если считать с якобы "основания Одессы в 1794 году" (хотя город в 1794 году ещё назывался Хаджибеем)
122 года, если считать с 1795 года - года переименования Хаджибея в Одессу.
(кстати, вот эти самые 122-128 лет, и есть то самое "всегда", в известной своим пустозвонием фразе - "Одеса всегда была русской")


Выдержка из письма дона Хосе де-Рибаса о его планах по взятию турецкого ГОРОДА Хаджибея
Письмо было адресовано ген.Попову и датировано 31 авг.1789г.
А уже 14(20) сент. де-Рибас Хаджибей взял город .
Штурм тремя колоннами прошел успешно, но не совсем так как планировалось, но самое примечательное здесь то, что сам де-Рибас называет объект штурма городом.
(в письме мужу, написанном уже после этого удачного штурма, жена де-Рибаса тоже поздравила мужа с взятием города):
"...В один час утра Прошу вас мой генерал передать его светлости, что я вполне готов;
канонерские лодки поставлены в хорошем месте, и я начну огонь только тогда когда начнет огонь батарея поставленная со стороны г.Гудовича.
В случае если ГОРОД посмеет стрелять по нас, завидя нас с рассветом, я отвечу только по трем первым выстрелам...
Канонерские лодки будут стрелять по очереди: всех их 28....."
Письмо опубликовано в томе №11 Записок Одесского императорского общества любителей истории и древностей за 1879г стр. 406.

Вот так выглядел наш город за год до "основания" и за  пару лет  до его переименования в Одессу:

Фрагмент плана одеского залива с городом Гаджибеем.

1793 год. Автор де-Волан

( издан за год до якобы "основания" Одессы Екатериной 2-й, крайние левые здания турецкого Хаджибея на карте - это район нынешней улицы Гоголя, крайние правые - район нынешней улицы Канатной, крепость/замок в районе нынешнего Приморского бульвара ,  турецкий каменный маяк в нынешнем  парке Шевченко, ряды точек вокруг города обозначают возделываемые земли, нарисованный де-Воланом  каменный маяк стоял там где сейчас парк Шевченко).

К тому времени, захваченный у Османов в результате успешного штурма город Гаджибей принадлежал Рос. Империи уже 4 года.

Обозначенные на  карте здания и строения впоследствии все до одного были  снесенны для того, чтобы расчистить "под ноль" стройплощадку для новой,  уже европейской  планировки города, авторства того же де-Волана
(последними были снесены
в 1840 году приличествующие каждому турецкому городу, общественные турецкие бани - хамамы, в которых ещё Пушкин с друзьями успел отдохнуть, искупаться и покурить кальян, о сносе этих бань писала газета "Одесский вестник":
«В минувшем году разрушен здесь едва ли не последний остаток Оттоманского гнезда, того Хаджибея, из развалин которого выросла наша Одесса. Я говорю о Хаджибейской бане, еще недавно выказывавшей

смиренный купол свой на углу Екатерининской и Полицейской улиц»)


* * *
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

С.-Петербургъ,
1890—1907

Статья "Одесса":

"В польских актах XIV в. местность О. значится в числе литовских владений...
В XVI в. в ханских ярлыках упоминается бывший здесь Качибеев маяк, принадлежавший Литве...

ОСНОВАН Качибей, вероятно, еще в XV в. и к концу столетия был значительным торговым городом...

В 1769 г. на Хаджибей напали запорожцы, но кроме разграбления окружающих местностей ничего не достигли, равно как и в последующие годы.
После 1772 г. турки еще более укрепили Хаджибей, и взять его нашим войскам в 1789 г. было довольно трудно.
Закреплен за Россией Хаджибей был только по Ясскому договору, в 1791 г.
Первоначально предполагали из Хаджибея сделать поселение для моряков, но в 1793 г. здесь была устроена крепость,

а в 1794 г. Хаджибей был обращен в военно-торговый порт и ПЕРЕИМЕНОВАН в Одессу".

(на всю статью о Одессе, в словаре Брокгауза и Ефрона, Екатерина II не упоминается ни разу).

* * *

Большая Советская Энциклопедия (БСЭ)

Статья "Одесса" :

"ОДЕССА (ЦЕНТР ОДЕССКОЙ ОБЛ.)
город, центр Одесской области УССР.
О. ОСНОВАНА на месте татарского поселения Качибей, первое упоминание о котором относится к 1415...
По Ясскому мирному договору 1791 Хаджибей вошёл в состав России. В августе 1794 в Хаджибее по проекту инженеров Ф. Деволана под руководством А. В. Суворова и Дерибаса (см. Рибас И.) начала создаваться морская гавань...
В 1795 Хаджибей ПЕРЕИМЕНОВАН в Одессу"....

* * *

Указа Екатерины о основании города не существует в природе. А то, что  за него выдают , это всего лишь рескрипт де-Рибасу   «Об открытии свободного входа купеческих кораблей в Гаджибеевскую гавань», то есть, о основании в уже существующем Гаджибее нового порта недалеко от старого литвинско-турецкого порта:
"Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань, купно с купеческою пристанью".
И всё. Ни о каком "основании Одессы" там нет ни пол слова.

* * *

Во всем мире (по стандартам ЮНЕСКО), возраст городов определяется:

А)

если нет письменных источников, но есть археологические доказательства того, что на этом месте с какого-то времени без больших 1000-летних перерывов жили люди , причем, не имеет значения, сколько названий поменял за свою историю этот населенный пункт, то этот возраст считается возрастом современного города.

Б)

Если есть письменные источники, то или со дня указа о основании города, или со дня первого упоминания о населенном пункте в письменных источниках, причем, не имеет значения, сколько названий поменял за свою историю этот населенный пункт.
Например, возраст Москвы считается с первого ее летописного упоминания в летописи 15 века под 1147 годом "Приди ко мне брате в Москов", хотя в том году Москва была еще никому неизвестным хутором и как город впервые упоминается в указе Хана Золотой Орды только в 1272 году.

Никакие другие соображения во внимание не принимаются.

По аналогии с возрастом человека - если есть документ где впервые упоминается этот человек (свидетельство о рождении, метрическая книга, свидетельство о крещении), а если таковых документов нет, то свидетельства его родственников, и соседей - современников. Причем, ни смена этим человеком фамилии ни участие его в племенном обряде инициации, не влечет за собой изменения его возраста на дату смены фамилии или принятия его племенем в число "взрослых" и не переносит дату его рождения на более поздний срок.

Например,  все признают, что расположенный недалеко от Одессы город Белгород-Днестровский,  насчитывает две с половиной тысячи лет своей истории.

Хотя за всю свою историю этот город сменил не менее 25-ти названий:

Офиусса, Тира, Алба-Юлия, Тирис, Белгород, Аспрон, Левкополь, Фехервар, Ак-Либо, Бармуния, Акджа-Керман, Албэ, Белгород-Валашский, Белгород-на Днестре, Монкастро, Албу-Кастро, Мальвокастро, Маврокастро, Астрон, Астрокастрон, Клавис Литовини, Вайсенберг, Четатя-Албэ, Аккерман, Белгород-Днестровский.


Если бы тогда, в 1790 году, Российсккая власть в Аккермане уничтожила бы всё, что уже одним видом своим напоминало бы о том, каким был город до завоевания его Рос. империй (как она сделала это в Одессе), то с течением времени и для Белгород-Днестровска тоже придумали бы миф "основания" ею города всего 200 с лишним лет назад.
И праздновал бы древний город поменявший за свою историю как минимум 25 названий, не 2 500 своих законных лет, а 200.

И потом Белгородские краеведы Губошлёперы и археологи Доброневольские писали бы, что "ничтожная татарская деревушка" Аккерман никак не может рассматриваться ни как Белгород до переименования, ни как город вообще.



С современной точки зрения, когда обществом осознается ценность старинных зданий и сооружений, когда они признаются памятниками архитектуры, когда даже самый непритязательный, но древний домик охраняются государством, тогдашних "отцов Одессы" можно назвать варварами и вандалами, которые ради удобства воплощения своего нового плана города нарисованного де-Воланом, полностью,, так, чтобы и следа не осталось, до основания уничтожили старый, "до деволановский" город.
Это всё равно как если бы советская власть снесла полностью под корень всю дореволюционную Одессу и по плану своего, советского инженера Д.Е. Волановича, застроила бы образовавшуюся пустошь новыми зданиями, а потом сочинила бы свою, советскую версию "основания Одессы советской властью на месте ничтожной дореволюционной деревушки".
Поступили бы большевики так,
как светлейшие князья времен Екатерины, жили бы мы сегодня в изумительном архитектурном ансамбле из советского конструктивизма 20-х годов, сталинского псевдоампира, хрущевок, панельного брежневского километража коробок и как жемчужины среди всего этого - дворцы райкомов, горкома, обкома, пионеров, медработников умственного труда, культуры железнодорожников, музеи ленинизма - атеизма и Героической Обороны Одессы от немецко-фашистских захватчиков, которые все как один подло замаскировались под 4-ю румынскую армию.

Аккерман(Белгород-Днестровский) был занят российскими войсками 30 сентября 1789 года, в ходе российско-турецкой войны 1787-1791 гг.
Очевидно за осень 1789-зиму1790 гг..население Аккермана по полной «вкусило прелестей» русского мира и православной империи, как до этого с этими «прелестями» успело уже познакомиться население городка Хаджибея(Одессы).
Сохранились документы, где бежавшие из Хаджибея в Константинополь греческие и турецкие купцы просят возместить им ущерб от разграбления их магазинов при занятии города российскими солдатами де Рибаса и козаками войска Черноморского, жалобы украинских селян из окрестностей города о том ,что российские солдаты и офицеры под прицелами мушкетов угоняют из окрестных хуторов и селений девушек и женщин ,увозят их к себе в хаджибейский замок.

В довершение всего, князь Г.А.Потемкин 9 июня 1790 прислал тогдашнему коменданту Аккермана М.И. Кутузову ордер о уничтожении города и крепости Аккерман
(ЦГВИА,ф.52,оп.194,д.586,ч.I , л.325 и об.)

Скорее всего для жителей Аккермана это было уже слишком.
И уже 12 июня 1790 года они ВСЕ решили распрощаться с «русским миром и покровительством просвещенной державы»переселившись в Молдавию и сделать это очень кардинально. Они обратились с прошением к Кутузову.

Вот что будущий победитель Наполеона написал в рапорте на имя Г.А. Потёмкина.-
«Секретный ордер Вашей светлости от 9-го числа под №864-м (о разрушении города и крепости) вчерашнего дни через нарочного получить честь имел и на оной доношу.
Жители Белграда Днестровского желают поселиться,
армянское общество- в Новых Дубоссарах,
греки -на левом берегу Днестровского лимана при Гаджидере (переменован в Овидиополь),
а волохи (румыны) и цыгане –при урочищах Коялы и Бугас, от Гаджидера расстоянием верстах в осьми.
Притом просят позволить:
1-е,грекам и волохам перенести домы в Гаджидер и в дополнение взять несколько дерева из турецких домов
2-е,грекам,волохам и цыганам приготовлять не отлогая времени сено для продовольствия их скота.
3-е,Всем им собрать виноград и плоды с садов их и сколько им возможно будет дерев и винограду выкопать и перенести с собою на новое жилище.

Первый вопрос их был о позволении уйти в Молдавию…….. но я им отказал.
Генерал-майор Михайла Голенищев-Кутузов»

(ЦГВИА.ф.52,оп.194,д.560,л.13 и об., подлинник)

В 19 веке в Рос.империи, в 1889 году отмечали не "основание", а столетие завоевания города,:



О придуманной статистиком Воронцова А. Скальковским дате "основания" (2 сентября 1794 года, когда  город еще назывался Хаджибеем,  а во времена Скальковского эта дата удачно для его орденов оказалась датой коронации тогдашнего императора Николая 1го) профессор Василий Надлер (1840 – 1894 гг.) - декан историко-филологического  факультета одесского университета писал так:
"Волей или неволей приходится признать, что в 1794 году в Хаджибее не происходило никакой закладки нового города и что день 22 августа (2 сентября по новому стилю), который привыкли праздновать с такою помпою одесситы, имеет лишь то значение, что в этот день окончено было заготовление материалов для портовых работ и приступлено было к самим работам, причем, насколько можно судить из документов, не происходило никакого торжества".
Я уже не говорю о том, что митрополит Гавриил, которому мифотворцы приписывают главенствующее участие в "закладке города", этого никак делать не мог, потому что в этот день он  был в Херсоне.


Миф о "основании" Одессы Екатериной окончательно оформился уже на наших глазах, только в 90-е годы 20 века, и в сегодняшнем споре о возрасте Одессы это (единственное) переименование, не дает покоя поклонникам имперского мифа короткой истории Одесссы по одной простой причине.
Если признать, что Одесса под другим названием существовала и раньше, то рухнет ими же выдуманный миф про "матушку-основательницу Екатерину".

Представляете, как бы выглядела Одесса сегодня, если бы они не сравняли с землей турецкую крепость Хаджибея, развалины литвинской крепости Кочубея, мечеть, караван-сарай, хамам, маяк и всё разное прочее, бывшее на картах, нарисованных и военным топографом Исленьевым за 28 лет и тем же де-Воланом за пару лет до "основания" Одессы?

А представляете, как бы выглядел Одесса сегодня, если бы?:
-если бы  на Приморском до сих пор бы  стояла бы крепость которую брал штурмом де-Рибас,
-если бы ближе к Греческой площади где-то в сквере  между домами, были не менее заботливо  чем десяток древнегреческих кирпичей под стекляным колпаком на Приморском, сохранены для потомков развалины ещё более старой чем турецкая,   литвинской крепости,
-если бы из-за  археологического музея был бы виден минарет старинной мечети,
если бы на Ришельевской сохранился бы общественный хамам с мраморными скамьями  по периметру общего зала (в хамам ходили кампаниями не только искупаться, но и пообщаться,  попить кофе, покурить кальян),
-если бы на двух Карлах и сегодны  продолжало бы работать кафене Аспоридиса,
-если бы туристов интересовал не только дворец  губернатора Воронцова, но и дом Бея Хаджибейского,
если бы рядом с новым портом,   сохранили бы для потомков хоть что-то  от старого, литвинско-турецкого порта,
-если бы не стерли с лица города всё что напоминало о  500-летних соляных промыслах Куяльника и чумацких шляхах со всей Украины  сюда, в  к пакгаузам  Кацюбиива-Хаджибея,  за этой солью,
-если бы ещё один стилизованный под старину  торговый центр,   работал не в коробке-стекляшке, а  в замкнутом квадрате караван-сарая,
если бы в парке Шевченко кроме Градусника и колонны с новодельной шапкой Мономаха, стояла бы и каменная башня старинного турецкого маяка...


Пост также размещен тут: https://mysliwiec.dreamwidth.org/2580922.html
Tags: кажущееся и действительное, факт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments