mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Categories:

И ещё о оккупации Одессы и неудобном национально-языковом вопросе

К сожалению, даже люди говорящие о себе как о историках, часто говоря много правдивых вещей, до сих пор тащат за собой и часть советских исторических мифов.
Например, в приказе Верховного Главнокомандующего Красной армии И. Сталина, подписанного им 23 февраля 1943 года, Сталин писал про 69 дней оккупации:
"..Навсегда сохранит наш народ память о 69-ти дневной обороны Одессы..."
Наверное он всё-таки что-то знал про оборону Одессы.
Уже потом, в 60-е годы, при Брежневе, советские историки на бумаге изменили дату начала обороны с 8 августа на 5 августа, в конце добавили 16 октября - день, на рассвете которого последнее советское судно уже ушло в море, а румыны уже вошли в Одессу, и этим "удлиннили" оборону с 69 до 73-х дней и добавили эпитет "героической".
Но Бабич предпочитает повторять брежневский миф.
Тогда же придумали и фэнтези что эта оборона была не против королевской Румынии ( 4-й румынской армии, той самой, которая потом, плечом к плечу с Красной армией освобождала от нацистов Чехию, а в 1941, ещё как союзница Рейха, осаждая Одессу, имела за собой во втором эшелоне только одну немецкую дивизию), а против мифических "немецко-фашистских" захватчиков, которых во время обороны одесситы в глаза не видели.
Что касается партизанского отряда Солдатенко (катакомбы под Дальницкой №47), то Бабич почему-то склонен больше верить более поздней сомнительной версии послевоенного НКВД (те товарищи в те же годы, точно такой же правдоподобности бумаги сочинили и о польской Катыни) , чем отчету очевидца тех событий - СООБЩЕНИЮ ДИРЕКТОРА РУМЫНСКОЙ СПЕЦСЛУЖБЫ "СИГУРАНЦА" Е. КРИСТЕСКУ ПРЕМЬЕР МИНИСТРУ РУМЫНИИ Й. АНТОНЕСКУ И РЯДУ ДРУГИХ ЛИЦ О ЛЮДОЕДСТВЕ В ОДНОМ ИЗ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ ОДЕССКИХ КАТАКОМБ

Ну и насчет "в городе остаются только старики, женщины, дети и те, кто уклонялся от мобилизации" - это Бабич тоже "погорячился". Потому, что после объявления эвакуации (с 1 по 15 октября), из осажденной Одессы в Крым были вывезены все войска и только 15 тысяч гражданских (в основном начальства и "особо ценных специалистов"). Остальные мужчины все остались в отданном врагу городе.




https://www.youtube.com/watch?v=W-Mw8iNaVYs&feature=share

На 27-й минуте, ведущий говорит такую фразу:
-"город был в оккупации,... было вовсе далеко неочевидно, что Красная армия вернется в город, об этом тогда могли мечтать, что-ли, люди"...
То, что я на сегодня знаю, позволяет мне констатировать, что мечтали о возвращении советской власти не так много людей как бы хотелось думать многим.
Сопротивлялись оккупантам или упоротые коммунисты (которым нужен был СССР), или украинские националисты , которых в Одессе было мало, но они были ( и которым нужна была независимая Украина).
А очень многие русские (что в условиях Одессы равнозначно русскоязычные) одесситы, относительно неплохо себя чувствовали и при румынах, вернувших им капитализм, открывшим для них церкви, восстанавливавших город, кому вернувших их дома и имущество отнятые у них советской властью, а кому дав надежду улучшить их жилищные условия за счет освободившихся после евреев квартир (летом 1943 года румыны провели инвентаризацию квартир оставшихся после евреев и насчитали 4000 таких квартир) и давших всем одесситам в 43 году румынское гражданство.

От новоиспеченных граждан Румынии требовалось только одно - исполнять законы Румынии и принять пока отдаленную перспективу румынизации.
Учитывая, что для подавляющего большинства "русских Одессы" похожий процесс при Рос,империи и СССР был уже пройденным этапом, только тогда это была русификация и был их отказ от своего родного языка в пользу русского (в их семьях ещё одно-два поколения назад, или для них самих, русский язык тоже не был родным), то для уже денационализированных до степени русскости к этому времени советской властью масс, мысль о такой малой жертве, как очередная смена языка, не казалась такой уж неприемлемой ради перспективы жить в процветающей румынской "жемчужине у моря" - втором после Бухареста городе Королевства, столице Транснистрии. А для местных молдаван, так это вообще был возврат к их родному языку.
Тем более, что румыны и вечера поэзии Есенина разрешали, и "Евгения Онегина в одесской опере ставили и советский фильм "Дети капитана Гранта" в кино крутили и Лещенко на русском языке со сцены пел и два цирка работало и футбольные чемпионаты проходили разве что с того времени кафешки в Одессе стали называть по румынки - бодегами. Работали рускоязычные театры, издавались газеты и журналы на русском языке. Школьники получали бесплатное питание, студенты стипендию, как в СССР отработку в "колхозах", и бронь от отправки в Германию на работы.

Вообще, жизнь при румынах в оккупированной, далекой от фронта Одессе в 1942-43 годах, даже с поправкой на военное время, напоминала жизнь при сталинском СССР - в то время, когда за одними приезжали Черные воронки и увозили их (при Сталине сразу по решению тройки, а при румынах - только после суда) на тот свет или в лагеря, другие работали, женились, разводились, ходили на пляж, в рестораны, смотрели в кино кинокомедии и мелодрамы. За исключением того, что при румынах и зарплаты были больше, продукты были дешевле и хватало их на всех без недостатка. Даже приезжавшие из Берлина корреспонденты завидовали.

Поэтому русские люди Одессы и участвовали в общественной жизни города (особенно старались члены организации бывших военнослужащих императорской армии в румынских архивах до сих пор лежат неисследованные списки 20-ти тысяч русских людей Одессы, изъявивших желание записаться добровольцами на войну с Советами) и писали в 43 году вот такие покаянно-приветственные письма митрополиту Виссариону:

«На Архипастырское приветствие Е.В.П. Митрополита Виссариона, Мы бывшие коммунисты Христианской Верой крещенные, чистосердечно, с чисто-христианской душой с Верой в Светлое Христово Воскресенье отвечаем «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ».
Будучи поневоле коммунистами при советском строе, вера наших предков, наших отцов и матерей, Вера во Христа и Светлое Христово Воскресенье у нас не угасала.
Мы Верили, Верим и будем Верить. Сколько не старались затемнить, вырвать у нас с корнем с сердца Веру во Христа – Сына
Божия и погасить навсегда свет Воскресения было бесполезно.
Праздники Святой Пасхи, светлого Христова Воскресенья и других религиозных праздников нам приходилось вспоминать, праздновать замкнуто, при закрытых дверях – в кругу узкой своей семьи из-за боязни быть замеченным в праздновании религиозных праздников. Приветствие – Христос Воскресе! и ответ – Воистину Воскресе! произносилось вполголоса, чтобы неслышно было не только во дворе, но даже по соседству.
В настоящее время мы с гордостью, открыто, громогласно, без боязни приветствуем родных, близких и знакомых Христианским приветствием – «Христос Воскресе!» и отвечаем Е. В. П. Митрополиту Виссариону на Его Архипастырское приветствие к людям, поневоле имеющим на себе позорное пятно – звание Коммуниста – «Воистину Воскресе!» и пожелать ему в деле возрождения чистой и новой Христианской жизни многие-многие лета»!



(коллективное письмо 14-ти жителей дома №81 по ул. Канатной, 24 апреля 1943 г)


Или письмо тов. А.П. Вакулова с ул. Прохоровской:

«Великое Королевство Румынии крестовым походом освободило нас от ига коммунистического…
На 50-м году жизни я сошел с правильного пути (стал коммунистом) и то, к великому моему счастью, не проникся глубоко коммунистической идеологией и лишь поверхностно наблюдал и убеждался, что все это обман, но вырваться из этого порочного звания коммуниста было нелегко»…
(далее он пишет, что молится за быстрейшее завершение этой братоубийственной войны, которая)
«вырвала бы из когтей вандализма коммунистического ига весь наш православный русский народ для новой жизни»

А пртоиерей из Крыжановки Василий Данилов, посвятил румынскому митрополиту такие искренние строфы:

«Желаю радостей духовных
С врученной паствою Вам Богом,
Успешно в тяжкую годину
Руководить Русским народом.
Теперь поверженный во прах,
Он задыхался четверть века,
Идя с Иудой, стал Иудой,
Теряя образ человека.
Вас Бог избрал его вести
Из тьмы коварства, лжи, обмана,
На путь добра, Святой любви
Из рук «советского тирана»...



* * *

Ещё материалы по оккупации Одессы (в том числе и воспоминания одессита о годах прожитых в оккупированной Одессе - "А как жила остальная часть населения города, не евреи?") собраны ЗДЕСЬ:




Этот пост размещен также на http://mysliwiec.dreamwidth.org/
Tags: кажущееся и действительное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments