mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Русский Крым? Национальный состав республики в 1897, 1926, 2001 гг

Уже давно как то листал я карманного формата справочник- путеводитель по Крыму изданный "при царе"-в самом начале 1900х годов.
Написан он был для того, кто самостоятельно захочет поездить по Крыму. Были указаны цены на продукты, перевод самых употребимых фраз с татарского на русский, краткое описание "достопримечательностей", цены на гостиницы и за сколько можно нанять местного татарина -проводника с осликом для поклажи.
О татарах там было такое:
-Крымские татары народ добродушный, привязянный к своей земле, гостеприимный и веротерпимый. С ними всегда можно договориться за более чем умеренную плату о ночлеге и пропитании...
К тому времени они были такими.

Правда если государство очень захочет. то даже из самого мирного сообщества людей может попробовать сделать сборище "абреков".А если это сообщество изначально было не очень мирным, то шансы на успех увеличиваются.
Достаточно поставить их всех в условия, когда население не может спокойно жить и зарабатывать себе на хлеб мирным трудом. Повоевать с некоторыми из них лет 200, потом для разнообразия выслать всех в чужие края. Потом вроде и разрешить возвращаться, но с одними продолжить войну, а естественное желание других построить дом на земле деда-прадеда объявить самозахватом.
Мало того, ещё и доводить их до белого каления, заявляя им, что на "искони русской земле Крыма" новые "коренные жители" (после войны массово и организованно заполнившие опустевшие обжитые места) их не сильно то и не ждут.

В посте jesfor-а нет ещё одного "нюанса" который я видел своими глазами. В Крыму я был не один раз. В 1987 году мы в командировке объездили пол Крыма. Как то по работе я попадаю в колхоз (если ехать от Симферополя к Алуште- не доезжая до перевала справа от трассы пару километров).
И вдруг слышу вокруг не просто украинскую речь, а именно такой акцент, на котором говорят в Львовской, Ивано-Франковской области.
Спрашиваю у местных
-Звідки ви тут такі серед Криму взялися?

Оказывается их тоже депортировали сюда после войны в уже пустое татарское село.
Тогда достаточно было местным руководителям НКВД решить, что какое-то село в Карпатах- "сочувствует бандеровцам", и всё село высылалось "в два часа на сборы" кому куда повезет. Этим "повезло" в Крым.
Точно таких "местных западенцев" я видел в одесской области (Раздельнянский район село Бицилово)- правда они попали в уже пустую бывшую немецкую деревню.
Правда в Бицилово была разница в осознании своей ситуации с позицией непримиримого русского населения Крыма. Дело было в самом начале 90х годов, и на мой вопрос:
-А якщо той колхоз вже в такій дупі, що і вуха не стирчать, то щож ви не візьмете собі землю самим на себе працювати?
Отвечали:
-А як я візьму? А приїде завтра той німець з Казахстану? Я ж знаю, шо то його батько цей будинок будував, і земля їх була...


Оригинал взят у jesfor в Русский Крым? Национальный состав республики в 1897, 1926, 2001 гг
Спасибо бэндэроффцу pollotenchegg который в очередной раз на языке цифр и статистики развеял очередной миф. Крым никогда не был русским по национальному составу. А сегодняшним доминированием русских обязан многочисленным депортациям, переселения и заключением местного населения.



Перепись 1926 г. впервые фиксирует национальность, а не религию-язык, как было до этого.
Итак, населения (вместе с Севастополем) составляло 713,8 тыс. В три раза меньше, чем сейчас.

Распределение по национальностям был таким:
Русские - 301,4 тыс. (42.2%)
Татары - 179,1 тыс. (25.1%)
Украинцы - 77,4 тыс. (10.8%)
Немцы - 43,6 тыс. (6.1%)
Евреи - 39,9 тыс. (5.6%)
Греки - 16,0 тыс. (2.3%)
Болгары - 11,4 тыс. (1.6%)
Армяне - 10,7 тыс. (1.5%)
Крымские евреи - 6,0 тыс. (0.8%)
Караимы - 4,2 тыс. (0.6%)

Крым тогда был одним из самых урбанизированных регионов СССР. Даже более урбанизированным чем Донбасс. Городское население составляло аж 46%. В СССР тогда урбанизация составляла 18%. Национальный состав городского и сельского населения очень отличался.
Среди городского населения было:
Русских - 55,4%
Татар - 11,9%
Евреев - 11,0%
Украинцев - 8,8%
Греков - 2,9%
Армян - 2,2%
Крымских евреев - 1,8%
Немцев - 1,3%
Караимов - 1,2%
Болгар - 0,4%

Среди сельского населения:
Татар - 36,8%
Русских - 31,8%
Украинцев - 12,8%
Немцев - 10,3%
Болгар - 2,6%
Греков - 1,7%
Евреев - 1,1%
Армян - 1,0%
Караимов - 0,07%
Крим.евреив - 0,03%

Т.е. наиболее представлены в городском населении были иудейские народы евреи, караимы и крымские евреи. На них приходилось 14,0% городского населения и всего 1,2% сельского населения.


Наименее представленными были немцы, болгары и татары. На них приходилось 49,7% сельского населения и 13,6% городского.

Вот какими были показатели урбанизации среди народов Крыма в 1926 г.
1.Кримские евреи - 98,4%
2.Караимы - 93,2%
3.Евреи (ашкенази) - 89,8%
4.Вирмены - 65,7%
5.Русские - 59,8%
6.Греки - 58,9%

Крым (средний показатель) - 46,0%
7.Украинци - 36,9%
8.Кримськи Атар - 21,6%
9.Болгары - 12,1%
10.Немцы - 9,9%.

А теперь подробнее. Крым разделялся на 10 уездов. Русские (42.2%) составляли большинство в 6 уездах: Джанкойском (39.3%), Евпаторийском (32.9%), Керченском (48.7%), Севастопольском (60.1%), Симферопольском (43,2%) и Феодосийском (54.5%).
В городах русские составляли большинство населения (абсолютное или относительное) во всех городах Крыма, кроме Бахчисарая, Армянска, Карасубазара (сейчас - Белогорск), Алушты и Гурзуфа.
Доля татар существенно снизилась по сравнению с 1897 г. Тогда они составляли относительное большинство населения полуострова - 35,6% (русские 33,1%). В городах татары составляли большинство населения в Бахчисарае (72.1%, в 1897 было 86%), Карасубазаре (33,7%, в 1897 - 64,0%), Алуште (38,2%) и Гурзуфе (49,9%) . Кроме того, много татар было в Евпатории (20,2%, в 1897 г. - 49,4%), Симферополе (12.6%, в 1897 г. - 19.7%). Если среди сельского населения доля татар еще держались на уровне, то в городах русские их быстро вытесняли на вторые роли.
Особенно показательна ситуация с Карасубазаром и Евпаторией. В Карасубазаре 1897 пропорция между татарами и русскими составляла 64:16, через 30 лет уже 34:32. В Евпатории 49:26 в 1897 и 20:44 в 1926 г. Та же ситуация и с небольшими поселками на южном берегу. Судя по всему, еще в 1897 г.. Алупка, Алушта, Гурзуф имели устойчивую татарскую большинство.
В 1926 г. небольшую относительную татарскую большинство сохранили Гурзуф (49,9% татар и 33,5% русских) и Алушта (38,2% татар и 33,0% русских), а Алупка потеряла (29,8% татар, 49 , 4% россиян). Украинцы (10,8%) проживали в основном в Джанкойском (17,5%), Евпаторийском (17,8%), Керченском (20,0%) уездах. 10-11% они составляли в Симферопольском и Севастопольском уездах. Кроме того, украинское составляли относительное большинство населения Армянск (43,6%).

Меньше было украинского населения в южных "татарских" уездах - Карасубазарському, Бахчисарайском, Судакском (2-3%). Немцы (6.1%) занимали чистое четвертое место по населению, опережая евреев, и пятое если учитывать все группы евреев вместе. Учитывая очень низкий уровень их урбанизации (90% немцев жили в сельских колониях), их доля в сельском населении (10,3%) почти равнялась украинского (12,8%).

Немцы составляли 18,1% населения Джанкойского уезда (20,7% среди сельского населения и 5,7% в Джанкое), 11,2% Евпаторийского уезда (15,7% среди с.н. и 3,7% в Евпатории) , 9,1% Симферопольского уезда (18.7% среди с.н. и 1.7% в Симферополе). В городах немцев вообще было очень мало 0,5 - 1,5%. Кроме Джанкоя, о котором я уже упоминал, их почему было много в Судаке (5,4%).
Пятой по численности национальностью были евреи. Евреи-ашкенази жили почти исключительно в городах. С 4 тыс. евреев-крестьян 2,4 тыс. проживали в Джанкойском уезде, где они составляли 4,1% сельского населения. В остальных уездов доля сельских евреев мало незначительной - менее 1%.
В городах присутствия евреев была очень неравномерной. В Бахчисарае, Саках, Карасубазаре, Балаклаве, Судаке, Старом Крыму, Алупке и Гурзуфе их было мало 1 - 3%. А наибольший процент евреи составляли в населении Симферополя - 19,7%, Феодосии, Джанкоя - 11,3%, Евпатории - 10,2%.

Греки (2,3%) были шестым по численности народом Крыма. В основном греки жили в предгорных районах Крыма и на южном побережье. Наиболее известным местом концентрации греков была Балаклава. Энциклопедия Брокгауза-Ефрона давала грекам 75% населения Балаклавы состоянию на 80-е годы 19 в.
Перепись 1897 г. зафиксировала в Балаклаве 51,4% грекоязычного населения. В 1926 г. греки составляли только 20,7% населения Балаклавы. Учитывая, что не все греки уже в 1897 г. были грекоязычные и их было более 51,4%, то их доля за 30 лет уменьшилась раза в 3 раза.
Вторым местом концентрации греческого населения был г.Старый Крым. Учитывая его глухое местоположение и отсутствие стратегического значения, здесь не было такого притока россиян и доля греков упала не так сильно - с 24,4% грекоязычные в 1897 г. до 20,7% греков в 1926 г. Еще греки жили в Карасубазаре (5,6%), Ялте (6,2%), Алуште (5,2%) В остальных городов доля греков колебалась в диапазоне 1,3%. Сельские греки проживали в Феодосийском (4,2% с.н.), Севастопольском (4,8% с.н.), Карасубазарському (3,9% с.н.) уездах.
Болгары (1,6%) составляли 6,3% населения Феодосийского уезда, в том числе 20.7% населения в г.Старый Крым в 8,3% среди сельского населения. Кроме того, 7,5% населения Карасубазарського уезда (9,5% среди с.н.) и 3,0% Керченского уезда (5,6% среди с.н.).

Армяне (1,5%) в основном жили в городах южной доли Крыма. Они составляли 5,3% населения Карасубазар, 5,0% Судаке, 3,9% Старого Крыма, 3,7% Джанкоя, 2,7% Ялты и Симферополя. По сравнению с 1897 г. их доля значительно сократилось, особенно в Старом Крыму - с 11,9% до 3,9%.
Крымские евреи (крымчаки) (0,8%) жили почти исключительно в городах. Большой процент населения они составляли только в Карасубазаре - 13.7%. Кроме того, в Симферополе - 2,8% населения, в Феодосии 2,0%. В общем, с 6 тыс. крымчаков 2,5 тыс. жили в Симферополе, 1 тыс. в Карасубазаре, 0.8 тыс. в Севастополе, по 0.6 тыс. в Керчи и Феодосии. То есть 92% крымских евреев проживали всего в 5 городах.

По караимов, к сожалению, нет детальных данных, но похоже их география их расселения напоминала географию крымских евреев - Симферополь, Евпатория, Феодосия, Карасубазар.

Tags: отрицание очевидного
Subscribe

  • Знаете ли вы, что?

    Пиктограмма используемая русскими везде и всюду весь 2020-й год, родилась совсем случайно и первоначально готовилась для совсем другого. По…

  • Интересуюсь спросить у русских

    Интересуюсь спросить у русских - когда вам России раздавали к 9 мая черно-оранжевые ленточки, то всем раздавали одинаковые? Или в соответствии с не…

  • Ще раз про #практічєскіадінбрацкійславянскійнарот

    Найняли на роботу першого-ліпшого москвича рекламувати ресторан української кухні. Переодягли щоб було па укрАінскі, і випустили в люди. На їх думку,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments