до неповного використання неявних способів сприймання, засвоєння чи ослаблення енергії думки,
до гидоти запустіння на місці витіснених, але нічим не замінених форм свідомості,
до ослаблення зв'язку підростаючих поколінь з дорослими, що замінюється лише кволим зв'язком із чужими,
до дезорганізацію суспільства, аморальності, спідленню"
© Олександр Потебня
Ирония судьбы в том, что эти русские и есть бывшая, но уже денационализированная до степени русскости (а это высшая степень денационализации) "мордва".
Как о «государственных крестьянах» говорил о мордве 100 лет назад Н.Н. Оглоблин:
«Мордва избежала помещичьего крепостного права, – пишет он на страницах «Исторического вестника», – со
всеми прелестями которого она могла воочию познакомиться на примере своих соседей-русских, помещичьих крестьян… Справедливо находя большую разницу между своим довольно свободным положением государственных крестьян и полным рабством русских помещичьих крестьян,
мордва, естественно отличала себя от русских и смотрела на последних как на … по рукам и ногам закрепощенную народность…».
По данным современного мордовского историка В.К. Абрамова, у мордвы лишь 2 процента хозяйств были помещичьими (самыми эксплуатируемыми и бесправными), 66 процентов – государственными и 32 процента – удельными,
тогда как у русских крестьян половину всех хозяйств составляли помещичьи, более 39 процентов – государственные и почти 11 – удельные.
Социально-экономическое положение не могло не сказаться на нравственно-психологическом типе народа.
Именно с социальными обстоятельствами связывает Н.Н. Оглоблин следующую характеристику мордвы:
«В характере местной мордвы, – читаем в очерке «В Мордовском крае», – невольно наблюдается какое-то горделивое спокойствие, порядочность и сдержанность, полная сознания своего достоинства и чуждая всякого рода выходок, резкостей,
крайностей.
Посмотрите, с каким достоинством и как свободно мордвин с вами говорит, как непринужденно раскланивается, как легко протягивает вам руку, если вы достаточно с ним знакомы, не обращая внимания на разницу в бщественном положении между им и вами.
Все это невольно бросается в глаза, особенно при сравнении с местным русским крестьянством, на котором и доселе еще не успели изгладиться следы недавнего рабства, с его приниженностью, холопством, заискиванием пред высшим и т.п. несимпатичными чертами».
Таким образом, черты... представляют собой результат общих социально-экономических условий.
Эти условия, в свою очередь, составляют продукт «природы страны».
Юрий Мишанин
Саранск
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ МОРДВЫ В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
* * *
P.S.
Не хочет видеть Юрий Мишанин только одного, но главного - русские о которых здесь идет речь, это не приехавшие невесть из каких краёв сюда люди, а тоже испокон веков живущая здесь та же, но уже обрусевшия мордва.
Косвенно и здесь подтверждается тезис о том, что государство ( государственные крестьяне управлялись чиновниками) по сравнению с частными предпринимателями (помещиками) неэффективный хозяйственник и в вопросе делания из коренного населения России русских, тоже
Государство как неэффективный хозяйственник , не преуспело в обрусении своих рабов (крепостных государственных), а частные владельцы рабов (в России любят эвфемизм "крепостные") - помещики, старались для личной выгоды больше, и потому преуспели в их обрусении (денационализации) намного лучше.
Хотя терминологически правильнее говорить не обрусевшая, а "денационализированная до степени русскости" мордва.
Тогдашние тамошние русские, это та же мордва, но уже растерявшая в процессе денационализации=обрусения, моральные устои своих предков.
Мордва, променявшая род свой по отцу и матери, на честь и гордость стать служивым рабом Империи.
Этот пост размещен также на https://mysliwiec.dreamwidth.org/2156079.html