mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Вятка - Хлынов - Киров. Самое старое здание - кабак.

Местность - откуда есть и никуда не пошел удмуртский народ.
Раздерихинский овраг, где вятичи отбивались от хотевшей захватить их Москвы и память об этом долго праздновали. СВИСТОПЛЯСКУ (крайнее, безудержное, разнузданное проявление чего-либо):
Вя́тская свисту́нья, Свистопля́ска — самобытный вятский народный праздник. Праздновался в четвертую субботу после Пасхи.
Начинался праздник в часовне у Раздерихинского оврага города с панихиды. Затем разворачивалось буйное веселье, которое распространялось и в окрестные городские кварталы:
люди шумели, горланили песни, свистели в свистульки, устраивали кулачные бои и завязывали потасовки, угощались разными лакомствами, пили вино. Тут же была ярмарка: ставились торговые балаганы, а дымковские мастера заранее изготавливали полые глиняные шарики — «шарыши» и дымковские игрушки — барыней, кавалеров, медведей, коров, козлов, лошадей, пышнохвостых птиц и дешевых свистулек.
«Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увесилениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и стоя на валу бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху.
В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные.»
Отрывок из журнала, писанного в Вятке в 1811 г. Н.Хитрово // Календарь Вятской губернии на 1893 год. Вятка, 1892.
В 1882 году «Вятские губернские ведомости» для обозначения праздника использовали новое название «Свистунья».
Последняя Свистунья состоялась на рубеже 1920-х годов. В 1979 году элементы праздника (ярмарка, массовые гуляния) были возрождены ко Дню города Кирова.
От названия праздника происходит одно из прозвищ вятчан — свистоплясы.

Описанный Д. К. Зелениным вятский обычай устраивать свист на могилах покойников совершался во время годового поминовения .
На месте погребения убитых происходили пляски, которые сопровождались неумолкаемым свистом.
Здесь, как и в других русских областях, на поминальных обрядах-праздниках продавались в большом количестве детские игрушки-свистульки.
Всякий богомолец считал своей обязанностью купить у «дудника» ту или иную игрушку для своих детей.
Свист в связи с поминовением покойников, умерших неестественной смертью, рассматривается Д. К. Зелениным как достаточно частое явление [Зеленин 1995, с. 134-135, 139].
А. А. Плотникова
"О символике свиста"



В 1489 году московскому войску удалось окончательно захватить город, тогда же местная знать была насильно переселена в Подмосковье, вятская земля была окончательно включена в состав Московского государства, то есть, стала искони русской землёй.

33. А вот и здание, сохранившееся ещё со времён Хлынова. Старейшая гражданская постройка Кирова и Кировской области - питейный дом 1771-го года. Он же ошибочно именуется приказной избой. Сейчас в нём располагается музей вятских народных промыслов. Дом, кстати, не ахти в каком состоянии.
Современном русскому человеку забавно, что старейшим зданием города является рюмочная:



Фото отсюда - http://ru-travel.livejournal.com/31244856.html

Рассказывал мне одесский художник Анатолий Кравченко, как в советское время, ещё в 70-е годы, повезли их, украинских художников, с целью укрепить интернациональную братскую дружбу среди практическиодногославянскогорусскогоиукраинскогонарода на родину певцов исконного русского древнеславянства русских художиков братьев Васнецовых.
Повезли их из Вятки на пленер за город.
А там местная деревенская любопытая детвора - то под руку заглядывает, то мольберт толкнёт, то кисточку норовит стырить, то пальцем в палитру с красками ткнуть.
Проблема была в том, что с удивлением обнаружил украинец Анатолий, что поговорить с ними у него не сильно получается, потому что лопочут местные  типично русские (
на глаз художника) е дети между собой на совсем непонятном ему, но родном для них, нерусском языке.
Вот тогда у него и закрались первые сомнения в том, что что-то тут не то со славянской исконностью исконной глубинки России...


Этот пост размещен также на http://mysliwiec.dreamwidth.org/
Tags: судьба и образ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments