mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Category:

ЕВРЕИ-ЗАПОРОЖЦЫ ХАДЖИБЕЯ. Рассказывает член клуба городских сумасшедших им Володи Дубинина

Отдельный интерес представляет внутренняя логика умопостроений одесского профессора от археологии Добровольского.
Как его послушать, то получается, что пока Запорожская Сечь жила по своим законам вне законодательного поля Российской империи, то в ней мирно и непротиворечиво сосуществовали со своими побратимами - козаки украинцы с козачеством еврейским Запорожским.
Но как только Екатерина уничтожила Сечь, и заставила часть запорожцев жить по законам России, то среди той части украинских козаков, что стали служить Рос. империи и приняли ментальные установки Русскаго Міра, почему-то не осталось ни одного козака-еврея, а украинцы внезапно стали прирожденными патологическими антисемитами и до того завзятыми жидобойцами, что их хлебом не корми,только дай "покрушить надгробные памятники на "жидiвськом" кладбище" вчерашних своих побратимов.
Но России согласились служить далеко не все вчерашние Запорожцы : "Очевидно, что запорожцы, оставшиеся на службе России и запорожцы, служившие Турции, оказались "по разные стороны баррикад".
Причем, профессора совершенно не смущает тот (установленный им) факт (наоборот, он ему "кажется естественным"), что в другой части ещё вчера единого сообщества запорожцев не захотевших подчиняться России в целом и матушке-Екатерине в частности и поэтому ушедших в "Ханскую Украину", украинцы никакого антисемитизма проявлять и не думали.
А наоборот, как и встарь на Сечи, "доля евреев в козацкой среде Ханской Украины "была весьма значительной - настолько, что евреи в некоторых случаях даже выступали как "воюющая сторона", как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды".
Очевидно под предводительством своих полковников из Левитов и кошевых атаманов из Коэнов.
Просто интересно - что было нарисовано на их хоругвях - Могендовуд или Хамса? А также - как выглядела и где именно при входе в еврейский козацкий кош войска Задунайского была прибита козацкая мезуза и как происходил совместный молебен православных и иудейских козаков перед боем.
Жаль также, что по скромности своей, ни архелолог Добровольский, ни его единомышленник краевед Губарь, не порадовали нас ни изображениями еврейских козаков с оселедцем между пейсами, ни текстами козацких дум еврейских кобзарей на смеси идиш с украинским.

Самое интересное, что сегодня, именно эти двое члены "клуба городских сумасшедших им. Володи Дубинина" - Добровольский и Губарь, - противопоставляют себя остальным историкам и археологам Одессы в вопросе признания научно доказанного и обоснованного возраста города Одессы.
Такое у них - "народно-театральное движение в археологии как направление балаганно-смеховой культуры".
Имперский цирк уехал, клоуны остались.


* * *
ЕВРЕИ-ЗАПОРОЖЦЫ ПОД СТЕНАМИ ХАДЖИБЕЯ

Вот уже несколько лет прямо в границах исторического центра Одессы ведутся археологические работы. Благодаря этим раскопкам чего только не смогли узнать одесситы об истории города! И о ритуале основания Одессы и связанных с этим волнующих событиях, и о подробностях штурма турецкой крепости Хаджибей, завоеванной для российской короны в 1789 году. И даже об античном городе Борисфене, упоминаемом "отцом истории" Геродотом: как выяснилось, он находился именно там, где позднее была основана Одесса.

Научный руководитель археологических раскопок - профессор истории, автор многих статей и книг по истории Северного Причерноморья, доктор исторических наук Андрей Олегович Добролюбский.


- Даже сам процесс раскопок проходил оригинально и необычно, вполне по-одесски, - рассказывает А.Добролюбский. - Первоначальная идея наших поисков была заманчива и достаточно проста: мы просто хотели порыться в "культурных слоях" города, относящихся к пушкинской эпохе. А вдруг найдутся предметы, принадлежавшие самому поэту! Мы и не представляли тогда, к чему это нас приведет.

Работы в сквере у Оперного театра начались осенью 1995 года. С самого начала мы понимали, что нас ждут большие трудности, связанные с получением разрешения на подобные раскопки. Ведь речь шла о самом "сердце" Одессы, его историческом, культурном и архитектурном центре.

Для того чтобы вызвать к нашей затее симпатии и сочувствие, мы придумали оригинальный ход: организовали "Клуб городских сумасшедших им. Володи Дубинина", президентом которого стал Олег Губарь, известный одесский ученый-краевед и писатель. Теперь можно признаться честно: мы очень боялись неудачи, а клуб как бы позволял всю нашу затею обратить в шутку. Мы также стремились к общенародной поддержке нашей затеи, призывая всех желающих принять в ней участие. И таковых нашлось немало.

Фактически мы использовали педагогический прием Тома Сойера при покраске забора: если помните, все мальчишки упрашивали его дать им тоже поработать кистью. Так получилось и у нас. Временами и у нас за лопатами люди становились в очередь. Всем хотелось узнать, что мы ищем и первыми увидеть, что же мы все-таки найдем. Ведь где еще на свете живут столь любопытные и любознательные люди, как одесситы! Так мы изобрели "народно-театральное движение в археологии как направление балаганно-смеховой культуры".

Однако в заголовке статьи стоит парадоксальное сочетание слов: евреи-запорожцы. Это не литературный прием. Речь и в самом деле пойдет о евреях, причем не только живших, но и служивших и воевавших под стенами Хаджибея. Как удалось это определить?

В июле 1997 года при работах у Воронцовского дворца мы вскрыли слой античного времени VI1-V вв. до н. э. и обнаружили остатки каменного сооружения. (см. фото). Сохранилась кладка, правда, сильно поврежденная наверху. Как выяснилось, это была часть порога. Порог указывал на место входа в округлое помещение, большая часть которого давно оползла в обрыв. Провели "зачистку" кладки и обнаружили доказательства очень для нас важного факта: найдены остатки Хаджибейского замка, построенного в 1765 году и взятого штурмом отрядом Иосифа Дерибаса в сентябре 1789 года. Теперь стало ясно, что Хаджибейский замок располагался едва ли не точно на месте нынешнего Воронцовского дворца. А это означает, что античный слой в этом районе неплохо сохранился, поскольку в этом месте почти ничего не строилось нового. И вот во время очередного сезона работ на Приморском бульваре мы и обнаружили нечто неожиданное даже для нас, уже привыкших ко всякого рода улыбкам судьбы.

Примерно в 5 метрах к югу от остатков бастиона нас привлекла обширная свалка мусора ХIX - первой половины ХХ веков. "Мусорная свалка" звучит не очень романтично. Но у археологов несколько иное восприятие романтики, а самые интересные открытия делаются порой в могильниках, мусорных свалках прошлых веков и тысячелетий, да и в других, еще менее романтичных местах.

Эта небольшая яма резко отчленялась от окружавших его слоев своим заполнением - мраморным бутом и крошкой. В заполнении этой ямы и были найдены обломки мраморных плит с надписями - видимо, от надгробий. Всего мы обнаружили девять фрагментов различных надгробий, из которых четыре - на русском языке, а пять - на иврите. Все они выполнены на тщательно обработанных мраморных плитах одинаковой толщины , что само по себе уже может указывать на сравнительно высокий статус умерших. На одной из "русских" надписей прочитывается имя "Исаак", на буквах местами сохранились остатки позолоты. Три других обломка с надписями сохранились хуже, на них лишь фрагменты русских букв и цифры.

Верхняя часть одного надгробия с надписью на иврите сохранила достаточно внятное сообщение о том, что здесь "похоронена скромная женщина, имеющая великие древние корни". Еще на одном фрагменте также имеется знак "похоронен". Рядом с ним изображен символ дома Aаронитов - одной из семей в израильском колене Левитов. Эта семья издревле состояла лишь из священнослужителей. Изображен знак благословения в виде соприкасающихся пальцев обеих ладоней, которые "формируют" Звезду Давида. Такой знак ставят только на мужских захоронениях, он показывает, что усопший имеет древние корни в роде Когенов (Коэнов).

Если бы наши надгробия относились к первым десятилетиям существования Одессы, то их обнаружение легко объяснимо: уже ревизия 1795 года указывает на достаточно большую еврейскую прослойку населения (246 из 2349 душ). Но дело в том, что мы можем достаточно точно датировать найденную яму "доодесским" периодом, то есть до конца 80-х гг. ХVIII века. Таким образом, впервые получается ясное археологическое подтверждение тому, что немалое число евреев проживало в Хаджибее и близ него до 1789 года.

Эти сведения не слишком привычны для нынешних представлений о населении края в конце ХVIII века. Впрочем, знатоков одесской истории это не удивляет. О посещении еврейскими торговцами Хаджибея еще в прошлом веке писал известный историк Одессы В.А.Яковлев. А в "Краткой еврейской энциклопедии" 1992 года сообщается, что до взятия Хаджибея русскими войсками в нем обитало 6 евреев (возможно, речь идет о 6-и семьях). Эти данные вполне соотносимы со сведениями о старинном еврейском кладбище с надгробиями ХVIII века, которое сохранялось еще в конце ХIХ века "по дороге на Хаджибейский лиман".

Однако контекст нашей находки таил в себе некую загадку. Было ясно, что обломки надгробий были аккуратно уложены на дно специально вырытой для этого ямы у Хаджибейского бастиона и тщательно забутованы. В этом и состоит историко-археологическая "изюминка" - мы столкнулись с сознательным захоронением надгробий под стенами Хаджибейского замка. Вероятно, была необходимость их надежно спрятать. И это никак не могло произойти в тайне от турок - слишком близко к стенам замка произошло захоронение. А произойти оно могло лишь в предощущении очевидной опасности осквернения еврейских могил. Такая опасность могла исходить лишь от непосредственного врага - общего и для турок, и для хаджибейских евреев. Этим врагом могла быть лишь Россия и служившие ей украинские казаки. Известно, что с 1769 по 1775 годы на Хаджибей совершалось несколько набегов со стороны казацких отрядов, вырезавших и грабивших мирное население. Кроме того, в июле 1774 года замок был взят русскими войсками, но затем возвращен Турции вместе с Очаковской областью после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Видимо, упомянутое кладбище образовалось позднее, в относительно спокойный для Хаджибея период между русско-турецкими войнами (1775-87 гг.) - вплоть до казацкого набега осенью 1788 года под руководством Захара Чепеги.

Откуда же здесь взялось еврейское население? Напомню, что менее чем через год после окончания русско-турецкой войны, летом 1775 года, по приказу Екатерины II была уничтожена Запорожская Сечь. Часть запорожцев осталась на службе России и образовала со временем Черноморское казачье войско под руководством Антона Головатого, Захара Чепеги и др. Их история хорошо изучена. Другая часть запорожцев перешла в Очаковскую область, на земли между Бугом и Днестром. В конце концов число запорожцев достигло 40 тыс. человек, образуя население так называемой "Ханской Украины". В августе 1778 года им были выделены земли для основания Сечи в низовьях Днестра и Кучургана. Старш на приняла присягу, согласно которой 40 тысяч запорожцев обязывались служить "турецкому двору верно и непременно". Все это вызывало серьезную обеспокоенность русского правительства Оно всячески стремилось отселить враждебных России запорожцев за Дунай, подальше от русских границ. Однако этот вопрос так и не был решен до начала очередной русско-турецкой войны 1787-91 гг. Очевидно, что запорожцы, оставшиеся на службе России и запорожцы, служившие Турции, оказались "по разные стороны баррикад".

А что же евреи? Сама мысль о пребывании евреев в запорожской среде кажется маловероятной, пожалуй, любому человеку, воспитанному в духе российско-советской исторической традиции. Это настолько очевидно, что когда в начале 1950-х гг. секретарь Одесского обкома компартии рассказал в своем докладе, что "был в Одессе профессор, который разыскал в Запорожье Янкелей и Ицек" (так по стенограмме), то это заявление вызвало оживление и хохот в зале.

Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я.Боровой. Он еще в 1930-е гг. обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать "по-еврейски" не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками. Поэтому они были неизвестны даже маститым авторам, специально занимавшимся в то время историей Запорожья. Видимо, они мало известны и ныне действующим украинским историкам, хотя кое-какая информация об этом просочилась. Один украинский писатель даже написал повесть, в которой героями и участниками были евреи-запорожцы. Когда мы сопоставили эти документы с нашими надгробиями, то стало ясно, что они являются археологическим подтверждением существования еврейского населения в среде запорожцев, в том числе и ушедших под Хаджибей после 1775 года. Труды Борового показывают, что доля евреев в запорожской среде была весьма значительной - настолько, что евреи в некоторых случаях даже выступали как "воюющая сторона", как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды.

На фоне сказанного кажется естественным, что группа евреев-казаков оказалась в числе запорожцев, которые, начиная с 1775 года, после разгрома Сечи, "убрались под Турка", поселились у подошвы "Гаджибейской крепостцы" и после основали предместье нашего города - Пересыпь. И если это так, то само расположение еврейского кладбища с надгробиями ХVIII века близ дороги к Хаджибейскому лиману вполне объяснимо - это было кладбище евреев-запорожцев, бежавших под защиту турок. Осквернить это кладбище могли лишь их тогдашние враги в условиях начавшейся войны 1787-91 гг.

Наиболее вероятно, что упомянутое кладбище пострадало в ноябре 1788 года, во время набега казацкого отряда Захара Чепеги. Набег, очевидно, был осуществлен лишь "для истребления сооруженных там магазинов для провианта". Видимо, нетрудно было при этом и покрушить надгробные памятники на "жидiвськом" кладбище. А в тревожных военных условиях того времени уцелевшие хаджибейские евреи опасались восстанавливать могилы своих родичей, и обломки надгробий были тщательно спрятаны, "захоронены" под защитой хаджибейских стен. Замок охранял это "захоронение" вплоть до своего падения в сентябре 1789 года.

Показателен состав обломков в "захоронении" - ясно, что после вандализма на еврейском кладбище были отобраны и спрятаны наиболее "ценные", значимые обломки надгробий, принадлежавшие самым родовитым членам общины, в том числе и священнослужителю-левиту. Это же, видимо, касается и обломков с надписями на русском языке. Можно лишь предположить, что в еврейской среде запорожцев язык общения не имел существенного значения. По наблюдениям С.Я.Борового, многие документы из архива Запорожской Сечи написаны на украинском языке, транслитерированном еврейскими буквами. Это - редчайший случай в архивной практике. Поэтому А.А.Скальковский не сумел их прочесть.

Другой редчайший случай, на этот раз в археологической практике, сберег описанный памятник до наших дней. Археологическая удача позволила нам вырвать этот драматический эпизод предыстории Одессы из мрака забвения.

ИСТОЧНИК:

Этот пост размещен также на http://mysliwiec.dreamwidth.org/
Tags: судьба и образ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments