mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Category:

Кто сказал, что в Украине не думают о русской литературе? И думают и пишут:


за литературу и протест. обережно.
история не развивается по спирали. и доказывает это не только Августин своим напоминанием о том, что Христос умер только однажды, но и русская литература, которая не раскручивается в космос, а скатывается в говно.
вообще, размышления о русской литературе – мое давнее развлечение, еще с тех пор, как папа курировал мой процесс чтения и выдавал мне книги. одним из критериев по которым та или иная книжка попадала ко мне в руки, была национальность автора. проще верблюду было пройти через игольное ушко, чем русскому автору пройти отцовскую цензуру. папа не скрывал своего критерия, а у меня не возникло желания с ним бороться, не смотря на бунтовскую натуру, может быть потому, что как-то мне удалось урвать в школьной библиотеке и прочесть «Денискины рассказы», и они настолько проигрывали своим конкурентам в жанре, что спорить с авторитетом отца я начала уже ближе к 12, когда в тайне прочла стивена кинга и кучу еще какой-то недостойной но увлекательной ерунды, написанной авторами с английскими фамилиями.
вообще, говорить о русской литературе в контексте общемировой сложно: это всего три с половиной этапа, да и те, если честно, нищенские. например, «Золотой Век». ебать, золотой век! вы серьезно? три прозаика и два поэта на всю нереально огромную империю. пять человек, которых до сих пор можно читать. ПЯТЬ! и один из них вообще не русский. он же – единственный действительно гениальный.
«Серебряный» век нужно просеивать так долго, что большую часть этих плевел даже утилизировать некуда. но все же, кое-что есть. разномастное шопопало, в основном – проблески, обещания, авансы, натяжки, пара-тройка великих, но вот что странно и показательно – большие проблемы с большой прозой. отсутствие эпических полотен, значимой рефлексии о судьбах родины, о месте человека. вся проза – наброски или полнейшая унылая бездарность. и это в эпоху Джойса и Пруста а также перемен, разломов, революций.
потом совок.
от совка почти ничего не осталось. не знаю что тут сказать, мне на этом поле сложно, потому что читать это было невыносимо противно, и я не читала. может, конечно, я пропустила что-то гениальное. например, может быть, Пастернак – великий прозаик. нет, не может. простите.
но божежмой, это все – и Олеша и Толстой и Шолохов – они же просто гиганты в сравнении с современной русской литературой.
историки литературы назовут это «Говняный Век», и Сорокина с Пелевиным а также Прилепина с Толстой будут преподавать только в критике. вместе с Лимоновым, которого некоторые считают почему-то писателем, может быть потому, что они не читали Миллера и Буковски. бунтари, блядь. контркультурщики.

но я это к чему. на самом деле не к тому, что русская литература – говно, это очевидно и без меня. мне вспомнилось, что не так давно кто-то из друзей говорил (писал) о том, что большинство русских классиков сегодня были бы образцовыми ватниками. и в частности, Лермонтов.
и вот за Михалюрича мне хотелось бы вступиться, так как здесь, как мне кажется, произошла фенотипическая ошибка. чем-то Лермонтов похож на Гиркина чисто внешне. усиками жидкими, общей неказистостью. мундиром, опять же. но Лермонтов ведь воевал не потому что ему нравилось воевать, а потому что – чем еще заниматься мелкопомещецкому дворянству в России было, сами посудите. не овец же разводить в своих поместьях! – стыдно-с, свиньям хвосты крутить. торговать еще стыдней - жидовство, производить чтобы что-то, это надо знания иметь, реальное училище закончить, а реальные училища – для мужиков-с. за литературку не платят. в науку уйти? – вариант, но есть одно но – в России нет науки в 19 веке. образование кое-какое, классическое – латынь, греческий, языки, история. скука. так что выбор невелик: либо госслужба, либо война. и еще непонятно что хуже, потому что вот вам, например, Тютчев – пример госслужащего, вата-ватой, а Лермонтов, какбы при всем при том: «Прощай, немытая Россия» и Шиллера переводы. да и воевал он как-то без злости, без задора. о кавказцах писал хорошо, судьбе, как турок иль татарин за все был ровно благодарен. благородный человек, в общем, к тому же ироничный – из таких вата не получается.
и тут еще один интересный феномен: сколько я не смотрела фотографий со всех выступлений русской оппозиции, ни разу не увидела ни одного портрета или цитаты из классика в качестве транспаранта. а ведь там для плакатов – золотой фонд. «сыны снегов, сыны славян, зачем вы мужеством упали? зачем? погибнет ваш тиран, как все тираны погибали», - и там же у Лермонтова просто склад подобных строк! да и у Пушкина немало. Мандельштам тот же, и другие умученные и расстрелянные остаются немыми. даже те литераторы, которые достойны звания великих, остаются в России неартикулированными, они ни к чему. не нужны нигде, кроме прокрустовой школьной программы. так, будто русские оппозиционеры отдали русскую литературу на откуп государственной власти и даже не претендуют на то, что у протеста в их стране есть какая-то традиция. это же просто невероятно! я вспоминаю Майдан, который был весь в Шевченко, Майдан, где использовались цитаты Франка и Костенко и Поддеревьянского, где поднимались и перетрушивались все пласты украинской истории и литературы, так, что приходя туда, ты лопатками чувствовал за собой – поколения, миллионы предков. может, потому многие и не бежали, потому что сзади их теснили призраки неуспокоившихся поколений бунтарей. все были там – и мертвые и живые и нерожденные, и все, что там происходило – было для нас для всех, было общим. и потому получилось.
отсюда мой скептицизм относительно перспектив России. ничего не выйдет. ни бунта, ни литературы.

Тут:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=807776145963711&id=100001940001100&fref=nf


Этот пост размещен также на http://mysliwiec.dreamwidth.org/
Tags: судьба и образ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments