mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Categories:

Мокша Шукша (Шукшин) и эрзя Ракша (Ракшин) изображают "славян"

Эрзянский и мокшанский обычай наречения имени — лемдема (эрзянское лем 'имя', лемдямс 'именовать') — практиковался вплоть до середины
XIX века.


Эрзяне и мокшане придавали большое значение выбору счастливого имени. Для его поисков отец младенца выходил на улицу, и первый предмет или
существо, попадавшее ему на глаза, становилось именем ребенка.
Обоснованием такого выбора было то, что раз встретившийся человек
или предмет существует, здравствует, значит, будет жить и
здравствовать новорожденный.
Эрзянские и мокшанские традиционные имена могли даваться и после крещения наряду с христианскими, получаемыми в церкви.



Эрзяне и мокшане придавали большое значение выбору счастливого имени. Для его
поисков отец младенца выходил на улицу, и первый предмет или
существо, попадавшее ему на глаза, становилось именем ребенка.
Обоснованием такого выбора было то, что раз встретившийся человек
или предмет существует, здравствует, значит, будет жить и
здравствовать новорожденный.
Эрзянские и мокшанские традиционные имена могли даваться и после крещения наряду
с христианскими, получаемыми в церкви.

Основу многих фамилий эрзян и мокшан составили эрзяно мокшанские
дохристианские личные имена,
этнонимов, мокша, эрзя. Так как отчествами или прозвищными
отчествами у эрзи и мокши до крещения чаще выступали собственно эрзя- мокшанские
личные имена, они и оказались закрепленными в основах произведенных
от них фамилий на -ов :
Алгасов, Антясов, Атясов, Вельматов,
Вельмесов, Вилясов, Вирясов, Водяков, Водясов, Ениватов, Кеживатов,
Кельганов, Кидяшов, Кочеватов, Кочкомадясов,
Лопасов, Пилесев, Парватов;
на -ев :
Валдаев, Вечкаев, Видяев,
Кавтозеев, Кандаев, Кельгаев, Киржаев, Кочкаев, Кулаев, Кумакшев,
Лемесев, Мас-каев, Нуштаев;
на -ин :

Алякшин, Ашапин, Вельмакин,
Видякин, Кечин, Ку-дапин, Кудосин, Кшнякин, Мелякин, Наракшин,
Пакшин, Пиксин, Пьянзин, Рузавин, Сыресин, Шиндин; на -к/ин :
Азоркин, Алемаскин, Арзамаскин, Аца-пкин, Ведяшкин, Вельмайкин,
Веряскин, Видяйкин, Иневаткин, Инжеват-кин, Кавтайкин, Кажапкин,
Кечемайкин, Киушкин, Кечуткин, Кочеваткин, Ледяйкин, Лияскин,
Нарайкин, Нурапкин, Паксеваткин, Пандаскин, Пик-сайкин, Пискайкин,
Порваткин;
на -енков/ ёнков :
Ковтоенков, Максёнков, Парисёнков,
Пурисёнков, Сыресёнков;
на -ский :
Акшевский, Болтасевский,
Кильдюшевский, Мокшанский, Мордовский, Сабаевский, Симилейский,
Сульдинский.

Чемпион мира среди боксёров-профессионалов сверхтяжёлого веса
Олег Маскаев.:
Акшаков (мокш. акша 'белый’) — Беляков,
Атякшев (атякш 'петух') — Петухов,
Верьгезов (верьгиз'волк') — Волков,
Кансарин (кансёро ‘конопляное семя') — Коноплин,
Келаскин (мокш. келазь 'лиса, лисица') — Лисицын,
Нумолов (нумоло ‘заяц’) — Зайцев,
Панаркин (панар 'рубашка') — Рубашкин,
Пизёлкин (пизёл ‘рябина') — Рябинкин,
Письмеров (письмар 'скворец') — Скворцов,
Ракшин (ракша - зверь) - Зверев,
Ревин (реве ‘овца’) — Овцын,
Сараскин (сараз 'курица') — Курицын,
Тувин (туво 'свинья') — Свиньин,
Чавкин (чавка 'галка’) — Галкин,
Шичавин (шичав ‘блоха') — Блохин,
Шепаксов (мокш. шапакс 'тесто') — Тестов,
Шумбасов (мок. шумбаз 'заяц') — Зайцев и т. п.

Значительное количество эрзянских и мокшанских фамилии, бытующих в настоящее
время, содержат в своей основе дохристианское эрзянские мокшанские личные
имена :
Азрапкин — Азрапа, Андясов — Андяс, Арсеваткин — Арсеват,
Арзамаскин — Арзамас, Валгаев — Валгай, Ведяпкин — Ведяпа, Иневаткин
— Иневат, Кавтозеев — Кавтозей, Кочеваткин — Кочеват, Кижеваткин,
Кижеватов — Кижеват, Кинякин — Киняка, Кирдин, Кирдяев — Кирдяи,
Кирендясов — Кирендяс, Кирдяпин — Кирдяпа, Кольтяпин — Кольтяпа,
Кудапин — Кудапа, Кшнякин — Кшняка, Лемдясов — Лемдяс, Лияскин —
Лияс, Мазяркин — Мазярго, Нарайкин — Нарай, Нарваткин — Нарват,
Одушкин — Одуш, Отингеев — Отингей, Пандаскин — Пандас, Пиксаев,
Пиксайкин — Пик-сай, Паксютов — Паксют, Ризаев — Ризай, Симдяшкин —
Симдяш, Синдяев — Синдяй, Тенякшев — Тенякша, Туваев — Тувай,
Тулаев, Тулайкин, Ту-лайков — Тулай, Учаев, Учайкин — Учай,
Циндяйкин — Циндяй, Чиняев — Чиняй, Чевтайкин — Чевтай, Янгайкин —
Янгай и др.

Ряд эрзя и мокша фамилий создан на основе прозвищных отчеств :
Кевбрин (кев 'камень', пря 'голова'),
Сермавбрин (сермав 'пестрый', пря 'голова’,
Учамбрин (мокш, уча 'овца', пря 'голова') и др.


Есть ещё ряд современных фамилий эрзян и мокшан, по которым в той или иной
степени можно определить первоначальную этническую принадлежность
их носителей. Они содержат в своей основе дохристианское эрзя мокша
личное имя или другое слово :
Авакшин, Азоркин, Азясев,
Алякин, Андясов, Арзамаскин, Атюнькин, Атясов, Ашаев, Ашалгин,
Ашапин, Бакштаев, Барцайкин, Бодякшин, Боляев, Бочкаев, Варжин,
Ведяпкин, Велин, Вельмискин, Вельмов, Вешкин, Видманов, Водяков,
Ендолов, Жочкин, Икомаскин, Иневаткин, Инелеев, Итяев, Кальматаев,
Калявин, Камашкин, Кендялов, Кечин, Кичапкин, Кичказов, Колдоркин,
Кочкарев, Кувакин, Кувин, Кудавнин, Кулюмов, Куркин, Куштапин,
Кяжкин, Левщанкин, Лезин, Локшин, Лукшин, Мезин, Налдин, Нумов,
Нурапкин, Нурдыгин, Офтин, Очкин, Пакштяев, Пандаскин, Паракшин,
Паркин, Пекшкин, Пелин, Пеляйкин, Петькелев, Печказов, Пинемасов,
Письмаркин, Подсеваткин, Позакшин, Покшиванов, Поксараскин,
Поромзин, Потякин, Пулов, Пургаев, Пурцакин, Пуряков, Пырееьев,
Равкин, Равочкин, Раксин, Ракшин, Рангаев, Раужин, Ревизов,
Сакалкин, Сёвонев, Сулеев, Сульдяев, Телин, Урявин, Цымдяйкин,
Ченкснев, Шакшин, Шанжаев, Шекшеев, Шиндяскин, Шукшин, Шуфтайкин,
Штатолкин, Щанкин, Юфтайкин, Яксяргин, Якшамкин и т. п.


По материалам Н. Мокшина.

Находки в архивах подтвердили мокшанские корни знаменитого русского писателя, актера, режиссера Василия Макаровича Шукшина, сообщает официальный сервер органов госвласти Республики Мордовия.

* * *
Самая известная картина изумительного художника Юрия Ракши. -- На поле Куликовом.
В образе Михаила Бренка--Василий Шукшин, а в образе князя Димитрия сам Юрий Ракша)




В России любят утверждать, что «русский значит православный», «православный значит русский», и «русский- значит славянин»
В действительности, РПЦ и Имперской государственной машиной в целом, преследовалась цель сделать из народов Империи единый имперский народ - в точности так же, как и во времена СССР пытались сделать «единый советский народ».
Придумав для своей страны "родословную от Киева", следующим логическим шагом правителей этой страны было объявить своему народу, что и они "уже славяне"- вот как только обрусели, так все славянами и стали.
Дополнительный, почти никем до сих пор не осознаваемый "прикол" в том, что даже в худ. фильмах с полного согласия идеологического руководства страны, на роли типичного "русского солдата- соли земли Русской", а значит априори "славянина", утверждались "типажи" с типичными для России автохтонными финно- угорскими лицами и до сих пор, в самых лучших традициях подсознательной тяги к "чистоте рассы",-упорно считающимися образцово- славянскими. По простой логике:
- если центр "1000 летней Святой Руси" в Москве, то кто же ещё, кроме автохтонов Вологды, Костромы, Ярославля и Рязани может претендовать на звание "типичный славянин"?.
С лицами, например, как у мокши Шукшина, эрзи , Пуговкина, Чапаева, Кирилла(Гундяева) ...

Вот и имеем сегодня массу (в том числе и талантливых) людей, которые выросли в этой стране,в большинстве своем не задумываясь о том, что в ведении и в неведении, сознательно или неосознанно, назвавшись "славянами" , они отреклись "от рода своего по отцу и матери".
О том, что такое деяние это сообщество уже наказывается из поколения в поколение "по роду их по отцу и матери", как-то никто не задумывется. Списывают это на происки врагов.
Потому что их "русский мир" — это патернализм и сверхценные идеи их правителей, ради которых из века в век гробятся их же соплеменники и ресурсы их же страны, а на выходе, опять же из века в век, сам этот, так и не сформировавшийся ни в единую этническую, ни в единую политическую общность "народ", живет хуже, чем соседние,- и родные ему народы-нации- те же эстонцы и финны, и те же, уже живущие в общей Европе славяне..

Хуже того, вместо того, чтобы перестать скрывать от себя и от других свои корни, и наконец перестать считать себя теми кем они не есть, они, настаивая на этом мифическом своем "славянстве", принуждают к единению с ними в их добровольно принятой на себя незавидной судьбе тягловой силы- подъяремных волов Империи, не желающих себе такой участи соседей.


Этот пост размещен также на http://mysliwiec.dreamwidth.org/
Tags: кажущееся и действительное
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author