mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Тайна грандиозного успеха телепропаганды в России

Originally posted by andreistp at Тайна грандиозного успеха телепропаганды в России

Психолога не может не интриговать тот тектонический сдвиг в общественном сознании, который произошел после аннексии Крыма. Объяснить можно что угодно, но удовлетворительное, полностью раскрывающее этот феномен объяснение придумать нелегко.

Ну, хорошо – реакция на национальное унижение, вскрытый нарыв обиды за поражение в холодной войне, всплеск ностальгии по СССР... Но почему так массово? Почему под этой волной оказались и люди, как будто вдумчивые и даже как будто умеющие думать? Почему даже им не режут ухо совершенно очевидные несуразности пропаганды? Казалось бы, умение мыслить логически не пропьешь, а гляди-ка...

Нет, вполне удовлетворительного объяснения этому феномену ссылки на коллективную психотравму не дают. А получить его хотелось бы...

Я давно не смотрю телевизор, даже не включаю. Перестал же я его включать тогда, когда ощутил некий странный, наукой не описанный поток деструктивной для психики... не знаю, какое слово употребить, ну, назовем это «энергией», так вот – деструктивной для психики энергии, которая идет даже не только от телекартинки, но и от звукового ряда. Причем, не обязательно в информационных программах – в ток-шоу она даже сильнее. Идет этот поток почти от всех передач – и от развлекательных, и от фильмов... Исключения можно пересчитать по пальцам, но и они чисты не стерильно.

Описать эту «энергию» словами я бы затруднился – в ней много агрессивной пошлости, наглой лжи, злобы, самодовольной глупости, но это далеко не всё и даже не уверен, что это главное. Есть еще нечто, особенно активно разрушающее психику...

В принципе, так могли бы работать и «25-е кадры», когда разрушающая информация внедряется в психику, минуя контроль сознания. Но кто в наше время, когда такие запрещенные законом приемы легко обнаруживаются, станет так рисковать?

В общем, элементарные соображения психогигиены, то есть заботы о собственном психическом здоровье подсказали, что телевизор лучше не включать. И я его не включаю. А когда мне для работы нужно познакомиться с каким-нибудь новым шедевром Мамонтова или Киселева, я просто скачиваю записи из Интернета – благо антипиратское законодательство пока это позволяет.

Но, стремясь разгадать тайну грандиозного успеха телепропаганды, пару дней назад я решил отступить от этого правила и погрузиться в телемир – провести этакую научную экспедицию, чтобы опытным путем исследовать, что же лежит в основе такой мощной пропаганды. Затея это чем-то напоминала спуск в жерло вулкана или посещение террариума с кобрами – предприятий, требующих специальных мер безопасности. Приняв такие меры, я и включил «Россию24». И минут 30-40 с всё нарастающим интересом понаблюдал, как они работают и «в чем здесь фишка».

Результаты оказались впечатляющими. В самом деле – 25-й кадр. Только, конечно, не в буквальном смысле. То есть, не могу исключать, что есть что-то и в буквальном – субсенсорные, то есть не улавливаемые сознанием включения в аудио- и в видео- ряды: очень быстрые или очень низкочастотные, в общем, то, что лежит вне того диапозона, который человек способен воспринимать осознавая, но который он, тем не менее хотя и неосознанно, но воспринимает. Но здесь ничего определенного утверждать не могу: не пойман – не вор. А вот о «25-м кадре», который я обнаружил, рассказать стоит.

Этот «25-й кадр» достигается полномасштабным и очень мощным задействованием того, что называют «паравербальным компонентом речи» – интонация, модуляция, темп, ритм, тон и т.п., и «невербальным воздействием на реципиента» – взгляд, мимика, пантомимика, включая жестикуляцию, и т.д. и т.п..

Полчаса я наблюдал даже не просто прекрасную актерскую игру, а прекрасных, более чем талантливых, прошедших отличную профессиональную подготовку актеров (точнее – актрис, эфир вели дамы) в полноценном, великолепно поставленном спектакле. Они ни на секунду не выходили из образа, не допускали ни малейшего переигрыша, но в то же время и ни на мгновение не снижали эмоциональность игры.

Сами слова пьесы, даже такие как «хунта», «бендеровцы», «ополченцы», в этом спектакле не играли определяющей роли. Куда сильней работал взгляд с поволокой, с трудом сдерживаемая грусть, дрожащий то от печали, то от так же как бы сдерживаемого негодования голос и, главное, полная внутренняя убежденность в том, что говоришь. В общем, всё то, что входит в понятие «сценическая правда»: события на сцене могут быть сколько угодно фантастичными, но актерская игра превращает фантастику в реальность – и мы верим и в Бабу-Ягу, и в терминатора, и в дракона, и во всё, в чем творческой фантазии режиссера захочется нас уверить.

Спектакль на канале «Россия-24» был самого высокого качества. Здесь бы Станиславский никогда бы не бросил свое знаменитое «Не верю!». Он бы верил. И миллионов сто наших соотечественников тоже верят. И не нужно метать в них (или «на них»? – с этими украинскими орфографическими дебатами совсем запутаешься) громы или чем мы еще в них наровим метнуть. Кто же устоит против такого театрального напора!.. Обыкновенные люди. Ну, легкомысленны... Украинский вопрос только испортил их...

Надо сказать, что ни в Европе, ни в Америке такого мастерства телепропаганды я не видел. Это наше, отечественное достижение. Если теоретически специалистам что-то подобное и было известно, то на практике с таким мастерством и в таких масштабах, насколько мне известно, никто ничего даже близкого не делал. Ни Геббельс, ни советские пропагандисты с их унылой телеложью.

Можем же когда хотим! А еще какие-то русофобы смеют утверждать, что мы не самый талантливый народ в мире. Кто же тогда самый?
Александр Зеличенко
Tags: факт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments