mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Category:

Отец Игнатий: Московский патриархат тоже не признавали 148 лет

"Примечателен путь Грузинской православной церкви. Грузия приняла христианство задолго до Руси, и ГПЦ то обретала автокефалию, то теряла ее, одновременно с тем, как сама страна то обретала, то теряла независимость. Когда Грузия окончательно вошла в Российскую империю, то и ГПЦ вошла в состав Русской православной церкви, но в 1918 году с распадом Российской империи и образованием Закавказской республики ГПЦ вновь провозгласила автокефалию. Естественно, это было неприятно и неприемлемо для Московского патриархата, который и не признавал грузинскую автокефалию до 1943 года. Подобное сейчас происходит и в Украине".

Оригинал взят у maidenua в Отец Игнатий: Московский патриархат тоже не признавали 148 лет

В истории православия сперва всегда появлялось независимое государство, а затем – автокефалия церкви. Исторически складывается так, что после провозглашения церквами автокефалии их сразу никто не отпускает. Например, болгарскую православную церковь не признавали около семидесяти лет. Московский патриархат в свое время не признавали целых 148 лет – это своеобразный рекорд. Сербскую и Румынскую церкви не признавали около двадцати лет. Об этом в интервью изданию «Донецкие вести» рассказал игумен Донецкой епархии УПЦ КП отец Игнатий.


-    Отец Игнатий, скажите: каноны в православной церкви имеют сакральное значение, или же они – аналог, например, конституции в миру?

-    Каноны имеют важное значение, потому что это – опыт церкви, который вырабатывался веками. Каноны принадлежат к священным приданиям. Они помогают сохранять Божью благодать и достижения предыдущих поколений христиан.

-    Что значит для поместных церквей автокефалия в административном, так сказать, смысле?

-    Автокефальные церкви, они же поместные, - это те церкви, которые управляются самостоятельно. Давайте сравним устройство католической и православной христианских церквей. В католичестве есть единый центр в Ватикане, и все подразделения в мире подчиняются ему. То есть, ступенчатая структура. А в православной церкви принята организация, которая была присуща первым векам христианства. Тогда церковь была соборной: были независимые общины, которые управлялись верховным органом – Собором, но не единственным человеком. Первый известный нам Собор – Апостольский, он описан в книге «Деяния апостолов». Собор решал все насущные проблемы христианской церкви. Так же и современная православная церковь состоит из ряда независимых в управлении церквей, каждая из которых имеет своего предстоятеля, как правило, в чине Патриарха, и полностью независима в управлении. К концу 1991 года в мире было 15 автокефальных церквей. После распада СССР, а затем Югославии, возникло движение за создание поместных автокефальных церквей. В том числе, возникли: Эстонская православная церковь (она не получила статус автокефальной, но вошла в юрисдикцию Константинопольского патриархата), в 92-м году возник Киевский патриархат, возникли Болгарская автокефальная церковь и Македонская православная церковь, которую пока еще не признают в качестве автокефальной. Первое условие существования автокефальной церкви – это признание со стороны других поместных церквей.

-    Почему же Киевский патриархат до сих пор не признан своими «собратьями»?

-    Из 15 поместных церквей, существовавших в 1991 году, лишь четыре имели статус автокефалий. Это: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, и Константинопольская. Все остальные церкви прежде входили в состав перечисленных. Затем они выходили из их состава и провозглашали автокефалию. При этом мы видим, что исторически это связано с возникновением новых государств, в которых преобладало православное население. Сначала независимое государство, затем – автокефалия. Исторически складывается так, что после провозглашения церквами автокефалии их сразу никто не отпускает. Поскольку это связано с уменьшением влияния на определенной территории, уменьшением значимости того или иного патриархата. От провозглашения церковью автокефалии до ее признания проходит длительный промежуток времени. Например, болгарскую православную церковь не признавали около семидесяти лет. Московский патриархат в свое время не признавали целых 148 лет – это своеобразный рекорд. Сербскую и Румынскую церкви не признавали около двадцати лет. Примечателен путь Грузинской православной церкви. Грузия приняла христианство задолго до Руси, и ГПЦ то обретала автокефалию, то теряла ее, одновременно с тем, как сама страна то обретала, то теряла независимость. Когда Грузия окончательно вошла в Российскую империю, то и ГПЦ вошла в состав Русской православной церкви, но в 1918 году с распадом Российской империи и образованием Закавказской республики ГПЦ вновь провозгласила автокефалию. Естественно, это было неприятно и неприемлемо для Московского патриархата, который и не признавал грузинскую автокефалию до 1943 года. Подобное сейчас происходит и в Украине.

-      А как соотносится Украинская православная церковь со Вселенским патриархатом?

-    Вселенский (Константинопольский) Патриарх – равен со всеми другими. На Соборах он имеет первенство по почитанию, но в дела поместных церквей он не имеет права вмешиваться.

-    А на Вселенском Соборе?

-    Последний вселенский собор (смеется) был в восьмом веке от Рождества Христова. В минувшем, двадцатом веке, были попытки собрать Вселенский собор, и в нынешнем веке они не прекращаются. Однако, в связи с церковными разногласиями, этого все никак не удается сделать. Конечно, на таком Соборе Константинопольскому Патриарху была бы оказана особая честь, в то же время, например, на Соборе Грузинской православной церкви он может быть лишь почетным гостем.

-    Какие полномочия имеет автокефальная церковь в «кадровых» вопросах?

-    Основное здесь – то, что Патриарх автокефальной церкви имеет право рукополагать епископов, которые, в свою очередь, могут рукополагать священников.

-    Разъясните, пожалуйста, ситуацию с правом автокефальной церкви на мироварение.

-    Как правило, варить миро церковь начинает после провозглашения своей автокефалии. УПЦ Киевского патриархата, разумеется, тоже варит миро самостоятельно. Потому что, если бы мы продолжали зависеть в вопросе мироварения, то наше самоуправление было бы только громким словом. Здесь та же ситуация, как и с рукоположением.

-    Отец Игнатий, признают ли другие поместные церкви и Константинопольский патриархат факт пребывания божественной благодати на священнослужителях Киевского патриархата?

-    Я не знаю, насколько они признают, но знаю, что до тех пор, пока автокефалия УПЦ КП не будет признана, другие церкви не допускают совместного служения литургий с нашими священниками. Собственно, Патриарх Константинопольский признал линию апостольской преемственности наших священнослужителей, но пока что не готов признать линию апостольской преемственности рукоположения в УПЦ КП. В свою очередь, УПЦ МП уже начинает признавать наличие Божественной благодати в КП. Во всяком случае, в 2009 году, во время встречи митрополита Владимира (Сабадана) с нашими епископами, он приветствовал их как священнослужителей и подарил митрополиту Димитрию панагию – символ епископской благодати, икону Божьей матери, которую носят на своих грудях архиереи. А епископу Евстратию подарил наперстный крест, это также – символ признания благодати.

-    На каком языке вы проводите богослужения в Донецкой области?

-    Киевский патриархат не зациклен на одном богослужебном языке, право выбора языка у нас принадлежит общине, и, соответственно, священнику. В одних храмах служат на украинском, в других – на церковнославянском, в третьих, где в приходах преобладают этнические греки – на греческом.

-    Сколько общин УПЦ КП сейчас существует в Донецкой области?

-    Около семидесяти. Есть действующие общины в самом Донецке, Мариуполе. Количество наших прихожан сложно установить, ведь, многие люди приходят в храмы лишь на праздники. В этом вопросе ориентироваться нужно, скорее, на социологические исследования, опросы. Согласно таким опросам, примерно половина людей в Донецкой области считают себя православными, и большая часть из них относят себя именно к украинской традиции, а не к московской.

-    Какие храмы есть у вас в самом Донецке?

-    Храм Рождества Христова, в котором мы находимся, на территории Института искусственного интеллекта и храм Святого Духа в районе нефтебазы. Сейчас в процессе согласования с городскими властями выделение земельного участка под строительство храма святой великомученицы Варвары. Место строительства пока не установлено точно, но заявка уже сделана.

-    Как оцениваете отношение городских властей?

-    Отношение мэра Лукьянченко я назову конструктивным. Мне кажется, он человек европейского мышления. Но мы знаем, что городская власть находится под влиянием политических приоритетов.

-    Вы заметили изменение отношения к вам со стороны центральной власти после того, как президентом стал Янукович?

-    Конечно. Если Ющенко собирал на молитву за Украину представителей очень многих конфессий, то Янукович, к сожалению, отдает явное предпочтение лишь одной – Украинской православной церкви Московского патриархата. Как гражданин Украины он может и должен принадлежать одной конфессии, но как президент он должен показывать равенство всех конфессий перед государством и равное отношение к ним. С приходом к власти регионалов затормозился процесс переговоров КП и МП, которые могли бы привести к объединению православных церквей Украины и созданию поместной автокефальной церкви.

-    Будет ли создание украинской автокефальной церкви означать переход храмов Московского патриархата в подчинение Киевскому?

-    Я не знаю конкретных путей разрешения этого спора. Скорее всего, эти вопросы будут решаться через Собор, на котором состоятся выборы нового предстоятеля и новые документы, согласно которым будет произведена перерегистрация храмов и общин. И там уже, как договорятся.

-    То есть, решать будет Собор, а не непосредственно общины?

-    Общины делегируют полномочия Собору, а тот принимает решения. Собор – это не переговоры двух Патриархов, и даже не епископов. В Соборе принимают участие и миряне. Как представители церкви. Вопросы там решаются коллективно.

-    Как оцените отношение к Киевскому патриархату со стороны Московского в Донбассе?

-    Здесь, как нигде, велика непримиримость со стороны МП. Дело в том, что очень многое зависит от личности руководителя церкви. Донецкую епархию МП возглавляет митрополит Илларион (Шукало). К сожалению, он, хотя сам и является уроженцем города Львова, но занимает явно антиукраинскую позицию и непримирим к идее автокефалии.

-    А кто возглавляет Донецкую епархию Киевского патриархата?

-    Архиепископ Сергий (Горобцов)

-    Где располагается его резиденция?

-    Временно – здесь, в козацком храме Рождества Христова на территории Института искусственного интеллекта. Сейчас решается вопрос о собственном помещении.

-    Это помещение и право служить в храме руководство института вам предоставило по собственной инициативе?

-    Мы их попросили, они не отказали.

-    Как вы делите время богослужений?

-    Чередуемся. Утром служит одна Греко-католическая община, днем – мы, вечером – другая община Греко-католиков. Мы согласились на это не от хорошей жизни, и если бы была возможность служить в отдельном храме, конечно, мы были бы очень рады.

-    Я знаю, что особый статус имеет Украинская Греко-католическая церковь.

-    В 1946 году по указу Сталина был проведен Собор, на котором Украинская Греко-католическая церковь была ликвидирована. И многие Греко-католические священники, чтобы избежать репрессий, вынуждены были принять православие. Прочие попали в лагеря или были уничтожены.

-    По духу клиру Киевского патриархата ближе православные, или же Греко-католики?

-    Если говорить о литургике, догматике и вероучениях, то мы – православные, и нам, соответственно, ближе православие.

-    Какие различия бросаются в глаза посвященному человеку, наблюдающему обрядовость в Киевском и Московском патриархатах?

-    В Московском патриархате больше чтут святых – выходцев из России, тех, которые канонизированы и почитаются там. Есть акценты. Касательно праздников. Например, для Украины очень важен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, а для России этот праздник не столь важен. Также у нас идет речь о возрождении украинского православия времен митрополита Петра Могилы. Вообще, украинские священники были ближе к народу, как мне кажется. Это – мое личное мнение.


Арсений Александров

По материалам: donetskie.com         


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment