Происходит от ордынского- тамъга «печать; из тюркск., ср. чагат., уйг., тат. tamɣa «клеймо владельца, печать, подать, пошлина», тур. damɣa «печать».
В улусе Джучи Золотой Орды : тамъга - Новгор. I летоп., под 1257 г., полоцк. грам. 1405 г. таможьникъ «сборщик податей» (ярлык 1267 г.), «таможенник» (Смол. грам. 1284 г.).
Слово «тамга» использовалось для обозначения торговой пошлины. Тамгу выставляли на предметы, за которые была уплачена дань. С течением времени тамгой стали называть собственно подати. В 15 веке появилось прилагательное «таможный». Обозначало оно буквально следующее: относящийся к тамге. Со временем место, где собирали пошлины, стало называться «таможней».
Мытница
Происходит от руського - мыто особый вид сбора (пошлина) оплачивавшийся деньгами за провоз товара, припасов и.т.д в заставу, через мост,через границу.
В Киевской Руси- мытня, мытница, мытный дом или двор, где собирали мыто (непрямой налог на товары перемещаемые через мытницу).

Картинки от
* * *
Таньгэ (деньги) 1341-1357 (Хан Джанибек):
Деньги (Таньгэ), 1470 (Великий князь Тверской Михаил Борисович):
1606 (царь московский Василий Шуйский):
1654 (царь московский Алексей Михайлович):
1992, (президент РФ Борис Ельцин):
Картинки от
* * *
Вполне может быть, что лет через 100 в учебниках истории будут писать так:
"Принятие ислама так же не помешало Узбеку продолжить традицию своего предшественника Тохты (он был женат на дочери греческого императора Андроника Старшего) и он женился на дочери императора Андроника Младшего.
А свою сестру Кончаку, принявшую Святое крещение с именем Агафия, в 1317 году выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича.
Более того, официальное признание в Сарае ислама не только не ослабило Русскую Церковь, а наоборот - усилило. В 1313 году Предстоятель Русской Церкви митрополит Петр вместе с Великим князем Владимирским Михаилом Ярославичем ходил к новому хану Узбеку и получил ярлык, подтверждающий все права Русской Церкви. При чем, по словам Никоновской летописи, святитель Петр «в Орде у царя бысть в чести велицей и отпущен бысть от царя со многою честию вборзе». Хан Узбек подтвердил свободы всех церковных людей от государственного тягла: «Дань ли на нас емлют, - говорится в Узбековом ярлыке митр. Петру, - или иное что буди: тамга ли, поплужное ли, ям ли, мыт ли... а от соборныя церкви и от Петра митрополита никто же да не взимает, и от их людей и от всего его причта». Более того, Узбек расширил привилегии Церкви: «Все чины Православной Церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над Православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню - тот подлежит смерти без различия: русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога». И еще говорил хан Узбек: «Мы жалуем их ярлыками, да Бог нас пожалует, заступит; а мы Божие бережем и данного Богу не взимаем...; да пребывает митрополит в тихом и кротком житии... да правым сердцем и правою мыслию молит Бога за нас, и за наши жены и за наши дети, и за наше племя».
К 1330 году, когда в Сарае был поставлен епископ Иоанн, относится такая запись: «Царь Азбек Ординский пожалова Сарайского Владыку, даде ему вся по прошению его, и никто же его ничем же да не обидит».
(Наследницу учережденной по настоянию А.Невского Сарайской епархии- Сарскую и Крутицкую- разогнала Екатерина 2-я, чтобы ничего не напоминало о переемственности)
Узбек твердо держал власть в своих руках и жестоко пресекал всякие сепаратистские выступления на окраинах. Крым и Поволжье, Хорезм и Киргизская степь беспрекословно повиновались ему. Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Эпоха Узбек-хана отмечена культурным подъемом и широким городским строительством. К середине XIV века в Золотой Орде существовало более 100 городов. Многие из них были основаны ордынцами. К их числу относятся столицы Золотой Орды - Сарай и новый Сарай в Нижнем Поволжье, Сарайчик и Западном Казахстане, где были захоронения ханов. При Узбеке и его сыне Джанибеке Золотоордынские города переживали расцвет. Возведенные трудами сотен тысяч невольников дворцы, мечети, караваи-сараи, богатые кварталы знати и купечества, все более многолюдные поселения ремесленников превращали их в средоточие экономической и культурной жизни. Арабский путешественник Ибн-Батутта, посетивший в 1333-1334 годах Сарай-Берке при правлении Узбек-хана, писал: «Город Сарай (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивейшими базарами, и широкими улицами. В нем живут разные народы, как-то: монголы - это настоящие жители страны и владыки ее: некоторые из них мусульмане; асы [булгары], которые мусульмане, кипчаки, черкесы, русские и византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно: там же и базары их». В Сарае ко времени Узбека чеканили монеты с изображением двуглавого орла и, вероятно, Богородицы (женщины с младенцем). Христианское население уживалось в городах с мусульманским, имело свои кладбища и церкви."
Текст отсюда: http://www.ruskline.ru/analitika/2010/06/17/ot_zolotoj_ordy_do_vernogo
Позже, Московский великий князь Иван III Васильевич, продолжил традицию своих законных царей/ханов, женившись на Зинаиде-Софии- племянице последнего свергнутого и умершего в изгнании в Риме греческого императора Константина Палеолога.
Почему (и когда) так резко меняется качество монет можно узнать здесь:
Пара слов о технологии и России http://users.livejournal.com/_devol_/502698.html
и здесь:
Русские монеты XIV-XVII веков и индейцы http://users.livejournal.com/_devol_/525667.html