mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

Categories:

Уд-мурты, Каины, и их русые, конопатые, курносые дети.


Семейная пара вотяков

Настала зима, очень снежная, сугробы снега окружили Малмыжку со всех
сторон. Часто деревня была отрезана от всего мира, когда над ней кружились
метели. Некоторые семьи соединились в одну избу, чтобы теплее было и легче
прокормиться. Запасы тщательно оберегались и все следили друг за другом.
Сена не было. Скоту давали старую солому. Коровы с взъерошенной шерстью
мычали целые дни.
Мужики, не желая дожидаться падежа, стали резать скотину. Но коровы,
казавшиеся надежными, падали и, не вставая, околевали. Мужики подвешивали
скотину к потолку на веревках. Падали и лошади. Их оберегали, кормили чем
могли, но лошади бессилели и с трудом возили дрова из лесу.
Понемногу стали учащаться болезни. Больше заболевали женщины и дети;
начиналось с того, что чувствовалась сонливость, слабость, желанье лежать и
не двигаться. Больная ложилась на лавку или печь и молча, неподвижно лежала
часы и дни. Затем появлялись опухоли, боли. Ежедневно число лежащих
увеличивалось.
Если бы пройти по всем избам, то в каждой ударил бы в нос тяжелый
одуряющий запах множества скученных людей и всюду видны были бы лежащие
безмолвные тела взрослых и детей, покрытых тряпьем и овчинами. Некоторые
заболевали иначе. У них появлялся жар и озноб, болел живот и они,
помучившись, умирали или медленно оправлялись.
В деревню никто не приезжал. Только из нее ездили мужики в село, в
котором было волостное правление, церковь, лавки и кабак. Мужики возили туда
отпевать умерших, гоняли скотину, продавали свои имевшие какую-нибудь цену
вещи. Оттуда привозили домой муку.
Раз в воскресенье приехали в деревню вотяки на трех санях, запряженных парами лошадок с бубенчиками.
Они были в мохнатых меховых шапках, со слезливыми маленькими глазами; на
тулупах были цветные нашивки, лапти переплетены красными и зелеными
тесемками. Они приехали, чтобы взять к себе на усыновление нескольких детей.
Мужики знали, что хотя вотяки живут бедно и грязно, но это от скупости,
что они народ богатый, у них и деньги имеются и большие запасы хлеба. Если
им дать детей, те по крайней мере не распухнут и не подохнут от голода.
Втайне мужики надеялись в будущем детей отнять обратно.
- Мой ребятки не имел, Божинька не давал. Продавай ребятки, мой деньги
давал, кормил, сын сделал, когда мой помирал, - хозяин сделал!..

Вотяки взяли нескольких "красненьких", то есть рыжих мальчиков и
белокурых девочек и оставили по полтиннику и по целковому за каждого.
Бабы ревели, бежали за санями, мужики смотрели в стороны, не решаясь взглянуть
друг другу в глаза, плевались и повторяли:
- Божья воля, шут их дери!..

Вечером достали бог весть откуда водки, все перепились, стыдили друг
друга "Каинами", и была драка великая.

В.Г.ЯН
ЗАПИСКИ ПЕШЕХОДА
Ревель 1901.


* * *
Брокгауз-Ефрон.
ВОТЯКИ
С.-Пб. 1890—1907


Они занимали прежде, вместе с зырянами, пермяками и остатками югры, западную часть Вятской губернии и смежные территории Вологодской и Костромской губерний, но, теснимые с одной стороны русскими, а с другой — черемисами, постепенно передвинулись на восток и юг, встретив здесь ранее их поселившееся чудское племя, причем они частью его поглотили, частью оттеснили к западным границам Пермской губернии. Такое движение В. с севера и запада на юго-восток, в пределах нынешней Вятской губернии, — факт достаточно установленный исследованием местных названий и народных преданий.В новгородских летописях есть указания, что В. в XI веке жили с Ижорой и Ямью, что поэтому вся местность на северо-восток от Новгорода называлась Водской землей, а впоследствии Водской пятиной (см. Водь).
Обращение В. в христианство относится к 40-м годам прошлого, т. е. XVIII столетия. В предшествующие два столетия известны только весьма редкие случаи обращения В. небольшими кучками (например, Васильковская слобода, на реке Василькове, основанная при Грозном из крещеных вотяков)... В. Известный митрополит Гермоген, в конце XVI столетия, упрекал новокрещеных этой епархии, живших вместе с татарами, чувашами, черемисами и вотяками, что они детей не крестят, умерших в церкви не носят и женихов с невестами венчают по татарскому обычаю... Только в XIX в., вслед за открытием в Вятке библейского комитета (в 1818 г.), взялись за перевод Евангелия на вотский язык; в этом переводе приняли участие священник Блинов, известный знаток языка и быта вотяков, и городской голова города Вятки, Волков, природный вотяк.
Несмотря на такую приверженность к языческим обрядам и медленное распространение христианства (причем многие из обращенных оставались, в сущности, преданными языческим обрядам), обрусение В. шло весьма успешно путем колонизации. "Вотяк бежит от русского — как мышь от кошки", — говорят малмыжские крестьяне. Эту склонность В. бросать свои селения и уходить на новые места была замечена в них еще в прошлом веке Г. Фр. Миллером: "В. без сожаления ломают свои селения и легко переносят свои дома и дворы в другие места; самый способ сооружения вотяцких жилищ из удоборазбираемых бревен благоприятствует такой их подвижности"...
При всей подвижности В. и склонности уходить от русских — о чем свидетельствуют многие чисто русские селения с вотскими названиями — они быстро усваивают русский язык и обычаи. Стоит появиться одному русскому двору в вотяцкой деревне — и она через десять, много через двадцать лет заметно принимает русскую физиономию: слышится русская речь, появляется русская одежда. Приток русских поселенцев в бассейне Чепца стал особенно заметен со времени шестой ревизии (1811); в настоящее время русские колонии врезались в глубину дремучих лесов, которые отделяли северных глазовских В. от южных — малмыжско-сарапульских, открыв себе путь к этим последним. Под напором русской колонизации В. частью русеют, частью отступают все далее на Восток. В. среднего роста, довольно хилого сложения (русские соседи зовут их сухопарыми и тонконогими); они тихи, вялы и неповоротливы, что, однако, не мешает им быть искусными и неутомимыми охотниками. Волосы и глаза обыкновенно светлые (всего чаще рыжие волосы); нос небольшой; скулы выдающиеся, щеки впалые; цвет кожи желтовато-красный; лицо обыкновенно в веснушках; разрез глаз узкий; короткий лоб, несколько опрокинутый назад; рот большой, губы от частого употребления грубого табака покрыты слюной; зубы крепкие и белые; подбородок острый; борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая; вообще черты лица, свойственные финскому племени...
Малый рост В. зависит от низменных и болотистых мест, в которых они живут. В., переселившиеся на черные земли Башкирии, т. е. в Уфимскую губернию, переродились: вместо низеньких и тщедушных "мышей" появились рослые и крепкие работники, не уступающие с виду живущим рядом с ними русским и башкирам. Язык, на котором говорят В., весьма близок к диалектам зырян и пермяков и так же, как и эти последние, финского происхождения...
Головной убор женщины — айшон — напоминает формой русский кокошник, хотя он значительно выше; в его основании лежит цилиндрическая коробка из бересты, обтянутая сукном или ситцем. Спереди айшон украшается серебряными монетами, висящими, в виде бахромы, на лбу. Айшон надевается только по праздникам; цвет его различен у девушек и женщин: у первых он белый, у вторых красный. Обувь В. — лапти, только несколько другой формы, чем у русских крестьян; они остроконечны...
У вотяков до сих пор сохранились остатки коммунальных браков: определение родства по женской линии, различные виды гетеризма и полная свобода половых отношений для девушки до брака. Девушка, имевшая до брака несколько детей, считается особенно завидной невестой и пользуется почетом за свою способность к деторождению. После выхода замуж вотячки становятся верными женами. Старый вотяцкий обычай предписывает женить малолетних мальчиков на взрослых девушках, последствием чего явилось снохачество *. Обычай таких браков, несмотря на проповедь духовенства и запрещение их законом, до сих пор держится среди В., которые усердно домогаются дозволения их подарками и обманом, скрывая возраст брачующихся и т. д. Многие исследователи быта В. свидетельствуют об обычае гостеприимного гетеризма.
Мифология В. населяет мир духами. Ву-мурты — водяные, Ню-лес и Палей-мурты — лешие, Корка-мурты — домовые. На вотяцком наречии слово мурт одинаково означает духа и человека. Верховное божество вотяков-язычников — Инмар. Происхождение этого слова не вполне выяснено. Профессор Смирнов полагает, что первоначально это божество называлось Ин-мурт (Ин — означает небо, мурт — человек).

Уд-мурт этнические группы- ватка, калмез, бесермяне. Классическая теория происхождени этнонима "удмурт" предложена венгром К.Редеи указывает на ud- "луг", то есть удмурты - "луговые люди".

* Сноха́чество — практика в русской деревне, при которой мужчина — глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (связь свёкра с невесткой, называемой сноха). Эта практика получила особое распространение в XVIII—XIX веках.


Tags: судьба и образ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments