Но если почитать литературно-художественный очерк Андрея Ганжи и председателя Одесского областного совета Николая Пундика "Буджакский излом", то южная часть Одесчины, с претензией на историчность, представляется некоей "лабораторией толерантности", где мирно и свободно жили представители всех народностей и национальностей...
К сожалению, история пишется не только в тех тонах, в которых хотелось бы представить исторические события иным авторам. Горе и несправедливость людям доставались везде (в Буджаке, в том числе) — и прежде всего, от носителей имперской власти любой окраски — белой, красной, коричневой.
Бессарабские немцы эвакуируются в Галац. Фото: Bundesarchiv
5 сентября 1940 года было подписано "Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Германии об эвакуации лиц немецкой национальности с территорий Бессарабии и Северной Буковины на территорию Германии". По соглашению эвакуируемые были частично ограничены в праве вывоза своего имущества. Ограничивалась сумма денежных средств, изделий из драгоценных камней и металлов. Что касается личного имущества, то в числе прочего в багаже разрешалось к вывозу: "ношеное верхнее платье (меховая шуба только одна), обувь и белье, находящиеся в личном пользовании, а также предметы продовольствия".
Всего, по подсчетам историков, в 1940 году было эвакуированно в Германию около 82 тысяч бессарабских немцев и 40-45 тысяч немцев Северной Буковины.
Этническим немцам еще повезло — их защитила Германия. Куда хуже пришлось представителям других национальностей, которых подвергли нескольким депортациям уже без всяких соглашений и послаблений — как до войны, так и после нее.
Так, по данным румынского исследователя Александру Усатиук-Булгар, кроме депортированных в Сибирь 13 июня 1940 года 29 839 человек, массовые ссылки были проведены 6 июля 1949 года (операция "Юг" — 35 796 чел. преимущественно из Молдавии) и 1 апреля 1951 года (операция "Север" — 2 617 чел. из числа Свидетелей Иеговы).
Источник: