mysliwiec (mysliwiec) wrote,
mysliwiec
mysliwiec

«Это вам не при румынах - двери колбасой завязывать»

Попробовала бы Резницкая до  эмиграции в США принести этот же свой текст в одну из одесских газет.
Сильно сомневаюсь, чтобы там напечатали ЭТО.
Мало того, после ТАКОГО, её вряд-ли выпустили бы из СССР вообще.


Остается только поражаться - что делает с обыкновенным советским человеком простое  отсутствие в Америке советской цензуры.



«Купите бублики, горячи бублики!»

В «Еврейском Мире» № 892 я прочла статью и замечательный рецепт бубликов.

В Одессе очень любят бублики, а песня о них стала «народной». Хотя у нее есть создатели: одесский поэт Яков Ядов написал ее по просьбе куплетиста Григория Красавина к открытию сезона Одесского Театра миниатюр на Ланжероновской улице (1926 г.).

«Купите бублики, горячи бублики!
Купите бублики, народ, скорей!
За эти бублики гоните рублики,
Что для Республики всего милей.
Ночь надвигается, фонарь качается,
Все погружается в ночную мглу.
А я несчастная, торговка частная,
Стою и бублики я продаю…»


Не сомневаюсь, эту песню помнят не только одесситы, но и жители других городов.

… Я жила в Одессе на Екатерининской улице в доме № 14, а в доме № 6 была местная достопримечательность, известная на всю страну, — бубличная-пекарня.

Там пекли бублики особого вкуса — с маком, кунжутными семечками и без. Бублики пекли только из белой специальной муки. В пекарне работали всего несколько человек. В ней — при входе с улицы был устроен небольшой магазин, отделенный от цеха стеклянной перегородкой. Один продавец нанизывал горячие бублики на бумажную веревку, он же рассчитывался с покупателем. До войны 1 бублик стоил 5 копеек. Очередь в магазине была всегда, стояли люди и далеко на улице.

Стоявшие в магазине наблюдали за процессом выпечки. Месили тесто далеко от наших глаз. Я видела, как из теста делают жгутики, склеивают их в бублик, бросают в кипящий котел. Из котла деревянной палочкой доставали бублики, бросали их на деревянную доску, посыпанную маком или кунжутными семечками. Затем выкладывали их на огромные противни, смазанные маслом. Пекли бублики в печах, напоминающих печи для пиццы. Печи растапливали дровами и углем.

И вот бублики готовы. Их тут же выносят в магазин — к нам, ожидающим и наблюдающим приготовление этого лакомства. Такая пекарня была одна на весь Союз. Гости города считали обязательным посетить пекарню и купить бублики.


Во время Отечественной войны бубличную посещал Петр Лещенко. Всю войну он пел в ресторане «Фанкони». Ресторан был на том же квартале, что и бубличная. До революции он принадлежал итальянцу Фанкони. Петр Лещенко исполнял романсы с молодой одесситкой Верой Белоус. На ней он женился, и венчались они в Успенском соборе.

Как рассказывали нам по возвращении из эвакуации русские соседи, во время войны при румынах в Одессе на каждом квартале продавали бублики. Они помогли выжить многим одесситам. Открылись частные пекарни и рестораны. Румыны возродили НЭП, которому обрадовались остававшиеся в городе русские, одинаково ненавидевшие евреев и советскую власть.

После войны еще более полугода подпольно работали частные рестораны.
Вот тогда и появилась одесская поговорка:
«Это вам не при румынах…».


А в районе Нового рынка такой ресторан содержал «Карапет» (так все называли хозяина). Там я была с папой.
Готовили в ресторане бесподобный шашлык из баранины, всевозможные армянские блюда и «заморские» деликатесы: грибы маринованные, маслины, ананасы.

В районе «Привоза» ресторанчик держала тетя Двойра. Ее знаменитое блюдо — «Халоймес».
На огромной сковороде на курином жиру жарились со шкварками 40 куриных печеночек, заливались яйцами в таком же количестве. Все посыпалось разнообразной зеленью и жареным луком. Сковородку на специальном подносе ставили на стол.
Тетя Двойра жарила целых цыплят, пончики с мясом. Она делала жаркое из гуся с айвой, картофелем. На десерт подавали пирог с вишнями или абрикосами.


… Но любимым десертом одесситов всегда были горячие бублики и чай с вишневым вареньем.

Лида РЕЗНИЦКАЯ

* * *
Возникшие вопросы:

1)
Сколько ещё вы знаете городов СССР, где после оккупации ещё пол года люди продолжали ходить в частные рестораны с «заморскими» деликатесами в меню?

2)
Можете мне показать на карте ССР ещё один город  кроме Одессы, где после войны, после оккупации,  местное население, глядя на опустевшие прилавки и цены в советских магазинах и соизмеряя их с размером своей  советской зарплаты, сочинило   аналогичную поговорку про колбасу ?

3)
Интересны также и имена у " одесских русских"-
(Карапет и тётя Двойра) рестораны которых (открытые ими ещё при румынах) продолжали пол года по инерции работать и при Советской власти.
В меню 2-х  этих  открытых и работавших при оккупантах  одесских ресторанов особенно впечатляют национальные русские  блюда - деликатесные армянские  блюда  и
знаменитое русское  блюдо
«Русский Халоймес»
Арестовала  и репрессировала как "пособников" всех этих одесских  предпринимателей советская власть только после того, как они стали уже не нужны- после того, как в Одессе заработали государственные хлебозаводы, магазины, столовые.

И разные там "маслины-ананасы" (как у Карапета) с тех пор в Одессе тоже редко кто  видел в одеских магазинах   аж до конца советской власти.
4)
Для понимания- как жили одесситы после закрытия этих и множества других обжираловок дальше, уже в освобожденном СССР, наберите в Гугле:
Голод 46-47 годов в Одесской области
5)
Если у кого-то начнется разрыв советского шаблона, предлагаю подумать над тем, - как жили в СССР те ваши дедушки-бабушки, которых при Сталине не расстреляли и не посадили в Гулаг в 37-39 году.
Они тоже смотрели в кинотеатрах кинокомедии "Волга-Волга", "Цирк" и радовались жизни в то время, когда их знакомых и соседей расстреливало НКВД. Радовались, что Черный Воронок приехал не за ними.


6)
В книгах одесского писателя , составителя "Большого полутолкового словаря одесского языка" Валерия Смирнова в книге "Одесский язык" (стр.28) эта фраза фигурирует в варианте :
«Это вам не при румынах двери на ночь колбасой закрывать» с таким объяснением в другой его книге "Умер-шмумер, лишь бы был здоров!: как говорят в Одессе" (стр 280):
-присказка. Образована в 1944 году, когда советские войска освободили Одессу, а из магазинов тут же и надолго исчезли всевозможные колониальные товары.
Если для  страдателя по советской власти Валерия Смирнова, колбаса - это  колониальный товар который пропал из Одессы  вместе с румынами, то да.  Он таки  прав.




Ещё ссылки по теме оккупации Одессы собраны ЗДЕСЬ:

Tags: кажущееся и действительное, судьба и образ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments